Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в Международном научном конгрессе «НЕКРАСОВ В XXI ВЕКЕ», посвященном 200-летию со дня рождения поэта. Информационное письмо
Конгресс будет проходить в Ярославле и Карабихе 1 – 3 июля 2021 года.
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в Международном научном конгрессе «НЕКРАСОВ В XXI ВЕКЕ», посвященном 200-летию со дня рождения поэта. Информационное письмо
Конгресс будет проходить в Ярославле и Карабихе 1 – 3 июля 2021 года.
Отдел древнерусской литературы проводит заседание с обсуждением доклада наместника Новоордынской Поречской Богородице-Рождественской пустыни игумена Хрисанфа (Шадронова) «Источники Жития Авраамия Смоленского».
Мероприятие пройдёт очно 11 февраля (четверг) в 14.00 в Малом конференц-зале.
28 января 2021 года (четверг) Отдел русской литературы XVIII века проводит заседание с обсуждением доклада:
Ангелина Вачева (София, Болгария). Переписка Валентина Жамре Дюваля с Анастасией Соколовой: итоги и проблемы изучения.
Заседание состоится в формате zoom в 14. 00 (время московское).
Просим Вас оставить свой электронный адрес, чтобы потом получить на него ссылку на трансляцию:
https://docs.google.com/document/d/1U-Awe39qeSjB0knNzBSGc5SXZeHV4xx4_PupnVILl4c/edit
В разделе «Сайты ИРЛИ» открыт доступ к стартовой версии сайта «Наследие А.М. Ремизова в литературном процессе XX‒XXI вв. Электронная научная система».
26 января ИРЛИ совместно с ИМЛИ проводит конференцию «Аскетика и эстетика как темы русской словесности. К 190-летию со дня рождения К. Н. Леонтьева»
Конференция пройдет онлайн на платформе zoom.
Программа и параметры входа
29-30 января 2021 года Фонограммархив Института русской литературы РАН и Факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге приглашает на научную конференцию «Песни революции: русская революционная песня в культурных, исторических, политических контекстах XIX–XXI вв.» Программа
Замысел конференции состоит в том, чтобы рассмотреть феномен русской революционной песни с разных сторон, используя теоретическую оптику и аналитический инструментарий различных дисциплин и подходов. Подробнее
Конференция организована в рамках проекта «Русская революционная песня в первые десятилетия советской эпохи: от фольклора революции к советскому идеологическому проекту», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (грант № 19‑012‑00615).
Конференция пройдет онлайн на платформе zoom. Для участия необходимо зарегистрироваться на timepad по ссылке:
https://institut-russkoy-literatu.timepad.ru/event/1530414/.
За час до начала первого заседания вы получите по электронной почте ссылку, которая будет работать в течение всей конференции.
Трансляция конференции на yuotub канале Пушкинского Дома: https://www.youtube.com/channel/UCoC3LED5csTl9qg91iKKJaQ
Дорогие друзья и коллеги! Приглашаем вас на очередное заседание Детского семинара 27 января в 17.30. Семинар пройдет онлайн на платформе Zoom.
Ольга Проскурова-Тимофеева, Mg. philol., докторант Латвийского университета. «Странною любовью»: тема родины в рижской детской периодике 1920-х годов.
Регистрация на событие:
https://detskiy-seminar.timepad.ru/event/1532266/
Русскоязычная детская аудитория межвоенной Латвии была весьма разнородной. Со сложным разговором о родине рижским русским издателям приходилось обращаться одновременно к разным адресатам: это и коренное русскоязычное население Латвии, и дети эмигрантов, недавно покинувших Россию и осевших в Риге, и юные читатели в других центрах Русского Зарубежья, где в 1920–1930-е гг. с успехом распространялась рижская периодика. В докладе анализируется подход к теме «родного дома» в детских изданиях рижского акционерного общества «Саламандра» на фоне обеспокоенности так называемой денационализацией нового поколения, охватившей интеллектуальные круги русской эмиграции в середине 1920-х годов.
Пушкинский Дом получили в дар от друга семьи Кленовских (Крачковских) Натальи Робертовны Рейбер (Мюнхен) три живописные работы академика живописи Иосифа Евстафьевича Крачковского (1854-1914): Автопортрет, Морской пейзаж и Лунный пейзаж.⠀
Эти материалы войдут в личный фонд поэта, эмигранта второй волны Дмитрия Иосифовича Кленовского (урожденного Крачковского), сына пейзажиста. В фонде хранятся рукописи поэта, его дневниковые записи, рисунки родителей, авторские поэтические книги с пометами. Материалы, пополнившие фонд, представляют несомненно научную и художественную ценность.
Вышел в свет третий номер журнала «Словесность и история» за 2020 год. Электронная версия
24 декабря 2020 года в 17.00 приглашаем на очередное заседание семинара «Русская революционная песня в первые десятилетия советской эпохи: от фольклора революции к советскому идеологическому проекту» (по гранту РФФИ: № 19-012-00615)
Михаил Лазаревич Лурье, Анна Александровна Сенькина.
Детские гимны 20-х годов: революционная песня на службе утопической педагогики.
Семинар пройдет на платформе ZOOM:
https://us02web.zoom.us/j/83629129824
Трансляция семинара на yuotub канале Пушкинского Дома: https://www.youtube.com/channel/UCoC3LED5csTl9qg91iKKJaQ
Традиция создания тематических и идеологических вариаций «Марсельезы», сложившаяся в период революционного движения и Гражданской войны («крестьянская Марсельеза», «студенческая Марсельеза» и др.), после победы революции не только не прервалась, но и получила второе дыхание. В первой половине 1920-х годов на страницах песенников появляется целый ряд новых текстов, использующих в качестве прецедента и источника не только «Марсельезу», но и другие революционные песни. Расширяется и круг «субъектов повествования»: «Интернационал пионеров», «Юношеский Интернационал» «Интернационал работниц и крестьянок» и т.п.
В фокусе нашего внимания будут четыре «детские» вариации «Интернационала» и «Боевого марша», появившиеся не позднее 1920 года: «Детский гимн» А. Дорогойченко, «Цветы Коммуны» В. Князева, «Гимн школьников» неизвестного автора и «Песнь ласточек мировой весны» из пьесы В. Правдухина «Школьный учитель, или Трудовая артель».
Согласно нашему предположению, авторов рассматриваемых переработок привлекали не только общеизвестность революционных гимнов, их высокий символический статус и их метафорический язык, который можно было использовать как готовый к употреблению поэтический конструктор. Не менее привлекательной была прагматическая специфика революционных песен, тексты которых устроены как репрезентация определенной идеологической и/или политической программы. Не лишенные общего пафоса революционного преобразования и во многом различные между собой, все эти вариации революционной песенной классики содержат утопическую программу коммунитарной педагогики «новой школы» и «советского детского сада», построенную на принципах детской демократии, сознательности и коллективного труда и исключающую социальные различия, традиционные образовательные техники и авторитарную власть взрослых.