17 номер журнала «Детские чтения»: приглашение к участию

Дорогие коллеги, приглашаем вас к участию в 17 выпуске журнала «Детские чтения».
Детская литература всегда является приложением взрослых усилий: писатели создают, издатели печатают, критики оценивают. Взрослый взгляд задает границы того, что можно изображать в литературе, адресованной детям, а что не стоит в нее включать. Очевидно, что представления взрослых о допустимости той или иной темы или объекта меняются в зависимости от времени (изображение насилия в детской литературе в XVIII веке было иным, нежели в конце ХХ века), от страны, в которой создается произведение (темы, приемлемые для одной национальной традиции, могут оказаться совершенно недопустимыми для другой), от жанра (в жанре детектива вряд ли допустима тема Холокоста) и т. д.
17 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить эволюции взглядов на запретные или неудобные темы в детской литературе.
Приглашаем обсудить следующие вопросы:
• Эволюция реестра «запретных» тем от XVIII века до наших дней: какие темы и объекты допускались в детскую литературу, а затем были вытеснены из нее? Условия допуска и вытеснения?
• Как возникают новые «запретные» темы? Когда можно говорить о «новизне», а когда о реинтерпретации уже имевшихся запретов?
• Насилие, суицид, болезнь, телесность, гомосексуальность, педофилия и т. п.: где располагаются легитимные зоны изображения «трудной» тематики? Каковы исторические границы допущения ее в детскую литературу? Чем они обусловлены?
• Терроризм и террор, этнические конфликты, военные преступления – специфика использования исторического материала в детской литературе. Причины вывода тех или иных тем из числа запретных и допуск их в детскую литературу. Чем обусловлены обратные процессы – табуирование ранее разрешенных тем?
• Повествовательная трактовка «запретных» тем: изображение переживаемого опыта, воспоминание о нем, упоминание, умолчание. Какие нарративные стратегии используют авторы при работе с «запретными» темами и объектами?
• Нарративные перспективы в изображении табуированных объектов: с чьей точки зрения показываются те или иные «неудобные» объекты? Возрастные, гендерные, расовые, национальные особенности персонажей, изображенных в том или ином «запретном» контексте.
• Запреты/разрешения на визуальное изображение того, что описывается в тесте. Скрытое и видимое в иллюстрациях детских книг. Компенсаторные и провокативные иллюстративные решения в детской книге.
• Критика детской литературы и развитие идей о допустимом/недопустимом в детской литературы. Примеры коллективной травли/поддержки писателей за обращение к запретным темам. Каковы дискурсивные особенности формулирования педагогических представлений о табуированных зонах в детской литературе (на материале педагогической критики)?
Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Кроме подачи статей в основной блок, мы приветствуем подачу материалов в следующие разделы журнала: РЕЦЕНЗИИ, АРХИВ, ИНТЕРВЬЮ.
Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru
Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей – 1 февраля 2020 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 1 апреля.
Номер выйдет в июне 2020 года.

Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству,
Редакция ДЧ