Семинар Отдела русского фольклора и Фонограммархива

Дорогие коллеги, 6 мая (понедельник) в 14.00 приглашаем на совместное заседание семинара Отдела фольклора и Фонограммархива «Вопросы текстологии и эдиционной практики памятников фольклора» и междисциплинарного семинара «Звук в поле», которое пройдет в Большом конференц-зале Пушкинского Дома и онлайн (Телемост).

С докладом выступит: Елена Ивановна Якубовская, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Тема доклада: «Фольклор деревни Ваймуша через поколения»: принципы и проблемы медийного звукового издания.  Аннотация

Трансляция доклада будет доступна на youtube-канале Пушкинского Дома.

150 лет со дня рождения Бориса Львовича Модзалевского

2 мая (20 апреля по старому стилю) исполняется 150 лет со дня рождения Бориса Львовича Модзалевского — одного из основателей Пушкинского Дома.

«Жизнь нередко создает нерасторжимые ассоциации, — писал академик П. Н. Сакулин. — Борис Львович Модзалевский нерасторжимо ассоциируется в нашем сознании с Пушкинским Домом. Модзалевский — это Пушкинский Дом».

Жизнь Б. Л. Модзалевского — от создания юбилейной Пушкинской выставки 1899 года — была неразрывно связана с Академией наук. Он неутомимо и самоотверженно собирал, описывал, изучал и публиковал памятники ушедшей эпохи. Пушкинский Дом, созданный Модзалевским в стенах Академии, в годы революционного лихолетья и ужасов гражданской войны стал своеобразным Ноевым ковчегом, в котором нашли спасение ценнейшие историко-литературные и художественные собрания. Так Пушкинский Дом сохранил то, что академик Д. С. Лихачев называл памятью культуры.

В отличие от своего ближайшего сподвижника, первого директора Пушкинского Дома академика Н. А. Котляревского, Борис Львович, человек редкой скромности, сторонился публичности. Он был по преимуществу кабинетным ученым — впрочем, его рабочим кабинетом был весь Пушкинский Дом. «Как сейчас вижу его высокую, стройную и благородную фигуру с седеющей головой среди многочисленных экспонатов, — вспоминал П. Н. Сакулин. — Как рачительный хозяин, любовно обходил он зал за залом, задерживался перед отдельными портретами и витринами. Каждая вещь, на которую падал его взор, начинала жить своей интересной жизнью. Вокруг нас собирались тени прошлого и говорили своим мудрым языком». Борис Львович, как никто, умел воскрешать былое.

За свою короткую — неполных 54 года — жизнь Б. Л. Модзалевский опубликовал более шестисот историко-литературных работ, и спустя век все они актуальны. Часть из них — каталоги личной библиотеки Пушкина и книжного собрания села Тригорского, публикация архивов Раевских и декабриста С. Г. Волконского, комментированное издание дневника и писем Пушкина — вовсе незаменимы в повседневной научной работе, как и собранная Борисом Львовичем уникальная биобиблиографическая картотека.

Однако делом всей жизни Б. Л. Модзалевского стало создание Дома Поэта. «Самым главным своим opus’ом я считаю Пушкинский Дом, который, кажется, есть немаловажный факт в истории русской литературы, — писал он академику С. Ф. Платонову. — Отдавшись всецело этому труду в течение 25 лет, я полагал, что делаю полезное дело, о себе же не думал».

Юбилей основателя Институт русской литературы Российской Академии наук отметит «Днями Бориса Львовича Модзалевского в Пушкинском Доме». 29, 30 и 31 мая состоится научная конференция, посвященная первому поколению пушкинодомцев. Предполагается заслушать доклады, отражающие как многообразную деятельность самого Б. Л. Модзалевского (пушкиниста, историка, генеалога, библиографа, архивиста, автора и многолетнего редактора «Русского биографического словаря», академического издания «Пушкин и его современники» и др.), так и представляющие результаты изучения его научного наследия и неисчерпаемых собраний и коллекций Пушкинского Дома — ведущего научного, архивного и музейного центра в области изучения русской и мировой литературы и культуры.

В эти же дни в одном из выставочных залов Литературного музея Института русской литературы откроется выставка «“Мой лучший opus”: Пушкинский Дом Бориса Львовича Модзалевского», на которой будут представлены подлинные документы, фотографии, музейные и книжные реликвии из собраний Рукописного отдела и Музея Пушкинского Дома. Они позволят посетителям окунуться в атмосферу первых двух десятилетий истории Института и стать свидетелями трех «экспедиций» Б. Л. Модзалевского, положивших начало уникальным пушкинодомским коллекциям.

Программа конференции и информация о работе выставки будут опубликованы позднее.

Заседание «Тургеневского/Фетовского семинара»

24 мая (пятница) в 16.30 на платформе ZOOM  состоится очередное заседание «Тургеневского/Фетовского семинара».

В программе:
Научный доклад Светланы Алексеевны Ипатовой (ИРЛИ РАН) «Жизнь Воробьевки, или Культурный ландшафт фетовской усадьбы: по воспоминаниям современников».

Трансляция на YouTube- канале Пушкинского Дома

Выставка

26 апреля в Антикварной галерее «Петербург» (Невский пр., 54) открывается уникальная выставка «Неизвестный К. Петров-Водкин. Графика из коллекций Пушкинского Дома», на которой будут представлены произведения мастера, недоступные для зрителей более 70 лет. В начале 1950-х работы мастера   были приобретены Институтом русской литературы  в Книжной лавке писателей и были практически неизвестны даже узкому кругу исследователей. Редкая по значимости коллекция графических листов, относящихся к 1910-1920-м гг., составляет более 50 произведений и никогда не экспонировались.   Выставка «Неизвестный К. Петров-Водкин. Графика из коллекций Пушкинского Дома» познакомит зрителей с творческим наследием мастера не только как с талантливым  живописцем , но и как автором  литературных произведений и книжным иллюстратором. Особого внимания заслуживают неопубликованные иллюстрации к детской фантастической повести «Аойя. Андрюша и Катя в воздухе, на земле и под землей» (1922 г.), написанной К. С. Петровым-Водкиным, а также эскизы, исполненные художником к неизвестной книге «Дитя» (1927 г.). Впервые будут представлены рукописные материалы и  к автобиографической повести мастера. Экспозиция подготовлена совместно с  Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Выставка открыта для посетителей: 26 апреля – 26 июля 2024. Ежедневно с 11:00 до 20:30.

Фото: 1. Мать с ребенком. Эскиз илл. к книге «Дитя», 1927 г. 2. В коляске. Эскиз илл. к книге «Дитя», 1927 г. 3. Ребенок на ковре. Эскиз илл. к книге «Дитя», 1927 г. 4. Спящий ребенок. Эскиз илл. к книге «Дитя», 1927 г. 5. Андрюша. Эскиз илл. к книге «Аойя» 1922 г. 6. На шаре. Эскиз илл. к книге «Аойя», 1922 г. Все работы: Коллекция Рукописного отдела ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.

XLV Сервантесовские чтения

24-25 апреля 2024 года пройдут XLV Сервантесовские чтения. Программа

Первое заседание состоится 24 апреля (среда) в 13 часов в Большом конференц-зале Института русской литературы.
Второе заседание состоится 25 апреля (четверг) в 13 часов в Институте истории СПбГУ в аудитории 66.

Конференция молодых ученых

Отдел древнерусской литературы ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН приглашает принять участие в работе конференции молодых ученых «Славяно-русское рукописное наследие и кириллическая печатная книга». Она состоится 22-23 апреля 2024 г. в Большом конференц-зале. Программа
Онлайн-трансляция и запись будут доступны на официальном YouTube-канале Пушкинского Дома

Заседание Отдела XVIII века

25 апреля 2024 (четверг) Отдел по изучению русской литературы XVIII века проводит заседание с обсуждением доклада:
Ольга Бодовна Кафанова (Санкт-Петербург). Переводы Н. М. Карамзина в «Вестнике Европы»: контент, философия, поэтика.

Будет организована трансляция в формате zoom в 14-00 (время московское).
Просим Вас оставить свой электронный адрес, чтобы потом получить на него ссылку на трансляцию

Семинар «Пушкин и его эпоха»

Дорогие друзья! 16 апреля состоялась очередная встреча цикла «Пушкин и его эпоха». Предлагаем вашему вниманию запись лекции доктора филологических наук, главного научного сотрудника ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Сергея Александровича Фомичева — «Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве»: композиция пьесы и система действующих лиц.
Запись лекции на YouTube-канале Пушкинского Дома.
Сайт проекта.

Пьеса состоит из достаточно строго организованных фрагментов в основном, — по четыре сцены, которые окаймлены подчас фигурами вроде бы второстепенных персонажей. Подсчитано, что в пьесе Пушкина около восьмидесяти «говорящих» действующих лиц. И оказывается, что фактически главным персонажем трагедии выступает народ, суд и сила которого признается обоими станами. Действие в трагедии Пушкина неуклонно движется к сокрушению неправедной власти, основанной на крови ребенка. В финале произведения, однако, нет торжества справедливости. Вину в трагедии несут не только Борис и Гришка Отрепьев, но и их подлинный антагонист, — народ. «Народ безмолвствует» — эта ремарка, появившаяся в окончательной редакции, в соответствии со всем смыслом пушкинской пьесы означает не только молчаливое осуждение неправедной новой власти, не только предвестие падения Лжедимитрия, но и ужасную немоту собственной вины, когда грех уже осознан, а покаяние еще не наступило.

Заседание Детского семинара

16 апреля 2024 года в 17:30 (время московское) Центр исследований детской литературы проводит семинар с обсуждением доклада:
Ольга Морева (ст. научный сотрудник лаборатории книговедения Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, ответственный секретарь журнала «Книга. Чтение. Медиасреда» (Новосибирск)). «Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образованием»: читательская биография Павла Бажова.  Подробнее…

Семинар пройдет онлайн на платформе Zoom. Просим Вас зарегистрироваться, чтобы получить ссылку на трансляцию: https://detskiy-seminar.timepad.ru/event/2847376/

Аспекты трансформации художественного текста

18-20 апреля 2024 года Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН приглашает принять участие в международной научной конференции «Аспекты трансформации художественного текста». Программа