28 марта 2021 года на 74-м году ушел из жизни Владимир Борисович Кудрявцев – ученый-библиограф, оставивший яркий след в науке и светлую память в сердцах всех, кто его знал и с ним сотрудничал.
Выпускник филологического факультета Ленинградского университета, он довольно рано нашел свою дорогу в науке: первым библиографическим трудом стало совместное с венгерским литературоведом-русистом Михаем Варгой исследование «Писательские организации и группировки. 1917–1932». Этот фундаментальный справочник энциклопедического характера с предисловием Д. С. Лихачева, подготовленный в середине 1980-х годов, остался неизданным, но и по сей день не утратил научной актуальности.
В начале 1990-х годов вместе с Р. И. Вильдановой и К. Ю. Лаппо-Данилевским В. Б. Кудрявцев включился в работу по подготовке третьего издания классического труда Г. П. Струве «Русская литература в изгнании». Книга вышла в свет в 1996 году и получила широкое научное признание. Именно в связи с подготовкой обширного корпуса приложений к этому труду и начались его занятия литературой русской эмиграции.
Главным итогом научно-библиографической деятельности В. Б. Кудрявцева явился авторский аннотированный справочник «Периодические и непериодические коллективные издания русского зарубежья (1918–1941)», первая часть которого вышла в издательстве «Русский путь» в 2011 году. Рукопись трех томов переработанного и дополненного справочника общим объемом около 300 авторских листов содержит тщательно проверенные сведения обо всех газетах, журналах, коллективных авторских сборниках гуманитарной направленности, выходивших в центрах русской эмиграции на пяти континентах, и порой не учтенных в каталогах как отечественных, так и зарубежных библиотек. Словарные статьи, снабженные фрагментами редакционных статей и программных заявлений, не только сообщают исчерпывающие сведения о временных рамках изданий, изменениях в составе редакций, количестве вышедших номеров/томов, но и дают представление об их идейном направлении, целях и задачах. К основному корпусу книги приложены многочисленные справочные указатели, представляющие самостоятельную ценность. Трудно поверить, что это плод работы одного человека. Недаром рецензия на первый том справочника, опубликованная в журнале «Москва», называется «Современный подвиг библиографа».
Мы надеемся, что этот opus magnum В. Б. Кудрявцева, значение которого для изучения культуры русского исхода ХХ столетия трудно переоценить, в ближайшие годы увидит свет под грифом Пушкинского Дома.
В 2015 году в Рукописном отделе нашего Института был создан и периодически пополнялся персональный фонд В. Б. Кудрявцева. Он содержит материалы по истории литературного движения 1920-х – начала 30-х годов: рукописи уже упоминавшейся совместной с М. Варгой работы «Писательские организации и группировки. 1917–1932» и неизданного «Словаря литературных объединений Москвы и Петрограда/Ленинграда. 1918–1934», над которым Владимир Борисович работал вместе с московскими исследователями А. Ю. Галушкиным и К. М. Поливановым; переписка с М. Варгой и Д. С. Лихачевым об издании справочника по институциям; с А. Ю. Галушкиным – о подготовке «Словаря литературных объединений…»; обширная переписка Владимира Борисовича с учеными и библиографами ИМЛИ, ИРЛИ, БАН, РНБ, содержание которой в основном относится к обследованию им корпуса изданий русской эмиграции.
В. Б. Кудрявцева связывали с Пушкинским Домом и его сотрудниками многолетние научные отношения. Совместно с Р. И. Вильдановой и К. Ю. Лаппо-Данилевским он подготовил к публикации уже упоминавшуюся работу Струве, в соавторстве с Л. В. Герашко – описание книг, журналов и брошюр (свыше тысячи наименований), относящихся к первой волне русской эмиграции, из собраний библиографа кн. А. П. Мещерского и профессора П. М. Бицилли. Неоценимым было его профессиональное участие в работе Е. Р. Обатниной и Е. Е. Вахненко над рукописью справочника «Алексей Михайлович Ремизов. Библиография (1902–2013)» (СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2016).
Сотрудникам разных отделов Института он безотказно помогал библиографическими справками, советами и консультациями, храня в памяти огромные знания и бесчисленные сведения. Нередко эти консультации были подкреплены подаренными вырезками из личной коллекции, выписками из редких изданий.
На протяжении многих лет Владимир Борисович безвозмездно передавал в Библиотеку Пушкинского Дома книги из своего собрания, пополняя лакуны ее фондов справочными, библиографическими, периодическими изданиями, а также изданиями русского зарубежья.
Высокий профессионализм, преданность избранному делу, бескорыстие, теплота и щедрость души делают для тех, кто знал Владимира Борисовича, невосполнимой эту потерю.
Вечная светлая ему память.