24 декабря 2020 года в 17.00 приглашаем на очередное заседание семинара «Русская революционная песня в первые десятилетия советской эпохи: от фольклора революции к советскому идеологическому проекту» (по гранту РФФИ: № 19-012-00615)
Михаил Лазаревич Лурье, Анна Александровна Сенькина.
Детские гимны 20-х годов: революционная песня на службе утопической педагогики.
Семинар пройдет на платформе ZOOM:
https://us02web.zoom.us/j/83629129824
Трансляция семинара на yuotub канале Пушкинского Дома: https://www.youtube.com/channel/UCoC3LED5csTl9qg91iKKJaQ
Традиция создания тематических и идеологических вариаций «Марсельезы», сложившаяся в период революционного движения и Гражданской войны («крестьянская Марсельеза», «студенческая Марсельеза» и др.), после победы революции не только не прервалась, но и получила второе дыхание. В первой половине 1920-х годов на страницах песенников появляется целый ряд новых текстов, использующих в качестве прецедента и источника не только «Марсельезу», но и другие революционные песни. Расширяется и круг «субъектов повествования»: «Интернационал пионеров», «Юношеский Интернационал» «Интернационал работниц и крестьянок» и т.п.
В фокусе нашего внимания будут четыре «детские» вариации «Интернационала» и «Боевого марша», появившиеся не позднее 1920 года: «Детский гимн» А. Дорогойченко, «Цветы Коммуны» В. Князева, «Гимн школьников» неизвестного автора и «Песнь ласточек мировой весны» из пьесы В. Правдухина «Школьный учитель, или Трудовая артель».
Согласно нашему предположению, авторов рассматриваемых переработок привлекали не только общеизвестность революционных гимнов, их высокий символический статус и их метафорический язык, который можно было использовать как готовый к употреблению поэтический конструктор. Не менее привлекательной была прагматическая специфика революционных песен, тексты которых устроены как репрезентация определенной идеологической и/или политической программы. Не лишенные общего пафоса революционного преобразования и во многом различные между собой, все эти вариации революционной песенной классики содержат утопическую программу коммунитарной педагогики «новой школы» и «советского детского сада», построенную на принципах детской демократии, сознательности и коллективного труда и исключающую социальные различия, традиционные образовательные техники и авторитарную власть взрослых.