Приглашение к участию в журнале «Детские чтения»

Дорогие коллеги,

28 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить детской литературе на различных медианосителях.  Несмотря на понятное пристрастие исследователей к изучению текстов для детей, произведенных печатным способом, история детской литературы в ХХ веке не может быть написана только на основе «бумажных» книг. Литературные произведения для детей распространялись также в виде экранизаций и различных форм видео и звукозаписи, причем видео и голосовые версии нередко становились наиболее массовым способом знакомства аудитории с Буратино, Винни-Пухом, Алисой Селезневой и другими литературными героями.

Развитие звуко- и видео- передающих технологий, начавшееся появлением в 1920-е годы первых детских радиопередач и кинофильмов, продолжилось во второй половине ХХ века производством и тиражированием домашних средств звуко- и видео воспроизведения: фильмоскопов, проигрывателей пластинок, бобинных и кассетных магнитофонов, диа- и видеопроекторов. Все эти приборы не только становились ретрансляторами литературных текстов, но использовались для создания новых художественных произведений для детской аудитории. На студиях звукозаписи не просто читали тексты, но создавали радиоспектакли, потом они воспроизводились на виниловых пластинках, бобинных катушках, кассетах, дисках. Снятые на кино- и телестудиях мультфильмы показывали в кинотеатрах и на телевидении, песни и музыка из мультфильмов выходили на виниловых пластинках, аудиокассетах и  аудиодисках. Некоторые технологии сосуществовали во времени и транслировали одни и те же тексты в виде, переработанном под конкретный медиаформат, другие меняли тексты поступательно, когда диапроекторы, например, сменились домашними видеопроекторами.

История бытования подобных форм детской литературы на сегодняшний день мало изучена. Немногочисленные исследования, связанные с этой темой, посвящены преимущественно экранизациям литературных произведений, реже – театральным постановкам. Аудио профиль детской литературы обычно ускользает от внимания исследователей.

Чтобы начать сбор, описание и систематизацию этого огромного и разнообразного материала, стоит обратить внимание на:

  • тексты литературы и словесности для детей на различных медианосителях;
  • медиажанры: диафильм, радиоспектакль, мультфильм и т. д.;
  • медианосители различного рода: кинопленка, виниловая пластинка, бобинная лента, аудиокассета, CD- и DVD диски, рельефно-точечные издания и тактильные книги для слепых.
  • авторов медиатекстов для детей: сценаристов, звукорежиссеров, художников диаматериалов, кинооператоров, композиторов, актеров озвучивания, редакторов и др.;
  • учреждения звуко-, диа- и кинопроизводства для детей.

В 28 номере нам бы хотелось обсудить следующий круг вопросов:

  • Каков состав оригинальных произведений для детей, создававшихся под определенные медиаформаты? Как этот состав менялся?
  • Какие произведения детской литературы распространялись на медианосителях? Что могло определять выбор тех или иных произведений для переноса их на диафильмовую пленку, виниловую пластинку и т. д.?
  • Какие трансформации претерпевали исходные литературные тексты в процессе переноса? Как изменялсяось произведение текст в различных жанрах и формах изданий (в том числе на примере конкретных произведений)?
  • Как соотносились звуковой, визуальный и словесный образы текста (на примере конкретных произведений)?
  • Как взаимодействовали сценаристы, редакторы, звукорежиссеры, создавая произведения, адресованные ребенку-слушателю?
  • Как воплощался принцип серийности в медиаизданиях: серии пластинок, диафильмов, аудиодисков и т. п. Что могло лежать в его основе?
  • Как привлекали внимание к медиа-изданиям (внешнее оформление медиатекстов, использование дополнительных вкладышей, формы обсуждения и критики медиаизданий и т.д.)?
  • Какова специфика детских аудиоизданий для незрячих слушателей?
  • Как используются медианосители в образовательной практике? Как складывалась история развития фонохрестоматий?

Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.

Кроме подачи статей по заданной проблематике, мы приветствуем материалы в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.

Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru

Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии:  detskie.chtenia@gmail.com

Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions

Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков

Дедлайн для подачи статей – 15 июля 2025 года.

Номер выйдет в декабре 2025 года.

 

Приглашаем к сотрудничеству,

Редакция ДЧ

You Might Also Like