«Детский семинар» начал свою работу в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в 2013 г. (до этого с 2012 года на базе кафедры детской литературы СбГУКИ). Подробнее: см. в обзорах О. Лучкиной  «Научно-исследовательский ̏Детский семинар˝»  и «Хроника научно-исследовательского ̏Детского семинара˝ в Пушкинском Доме»

В центре внимания участников семинара – исследования детской литературы в различных дисциплинарных контекстах (история, антропология, социология, филология, искусствоведение).

Видео- и аудиозаписи с выступлениями на «Детском семинаре»:
«Герои не умирают»: возрождение жанра «сказки» и реальные советские дети-герои
Как советская власть приучила детей читать журналы: советские журналы-учебники 1930-1932 гг.
Литературная топография детских тел (по данным корпуса советской детской литературы 1930-1980-х гг.)
Путями звёзд: «Ванька», «Каштанка» А.П. Чехова и «Белый пудель» А.И. Куприна
Модель для «Комсомолки»: девочки 1990-х в поисках воплощения

 
Заседания семинара в 2020-2021 году:
 
  • 6 февраля 2020 года

Докладчики: Александра Архипова, антрополог, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, приглашенный профессор Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
Борис Пейгин, адвокат Адвокатской палаты Томской области, соискатель Юридического института НИ ТГУ

Тема доклада:  “Игры на страх и контроль” во дворе, на суде и под пером исследователя

  • 20 февраля 2020 года

Докладчик: Джулия Де Флорио (PhD , Государственный университет г. Модены и Реджо Эмилии)

Тема доклада: Архив О. И. Капицы. Характеристика и перспективы исследования

  • 23 октября 2020 года

Докладчик:  Александр Лярский (кандидат исторических наук, доцент СПГУТД)

Тема доклада: «От Холмса к Иисусу и обратно» –  чтение в жизни подростка начала ХХ в.

  • 26 ноября 2020 года

Докладчик: Кирилл Маслинский (ИРЛИ РАН, НИУ ВШЭ)

Тема доклада: На чьей вы стороне, товарищ Кассиль? Стилометрический анализ  политической аффилиации детских авторов эпохи Оттепели

  • 27 января 2021 года

Докладчик: Ольга Проскурова-Тимофеева (Mg. philol., докторант Латвийского университета)

Тема доклада: «Странною любовью»: тема родины в рижской детской периодике 1920-х годов. 

  • 31 марта 2021 года

Докладчик: Евгения Лекаревич (Лаборатория цифровых исследований литературы и фольклора ИРЛИ РАН)

Тема доклада: «ДетКорпус как исследовательский инструмент»

  • 14 апреля 2021 года

Докладчик: Александр Беларев (ИМЛИ)

Тема доклада:  «Научные сказки Курда Лассвица»

  • 26 мая 2021 года

Докладчик: Елена Казакова (Лаборатория цифровых исследований литературы и фольклора ИРЛИ)

Тема доклада: «Нонфикшн и его границы в ранней советской детской литературе (1918-1931)»

  • 29 октября 2021 года

Докладчик: Инна Сергиенко, научный (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Тема доклада: «Самый скудный период» Золотого века: вопросы изучения русской детской литературы 800-1820-х годов

  • 2 декабря 2021 года

Тема семинара: « Английская детская литература: проблемы рецепции в Британии и в России»

Докладчики:

Валентина Сергеева (ИМЛИ им. А.М. Горького РАН).

Тема доклада: «Английские «школьные повести» в зеркале критики»

Анна  Гумерова (ИМЛИ им. А.М. Горького РАН)

Тема доклада: «Роль мировоззренческих установок читателя и критика на примере православной критики «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса». 

Заседания семинара в 2018-2019 году:

 
  • 26 января 2018 года

Докладчик:Анна Димяненко (аспирант кафедры документоведения и информационной аналитики СПбГИК)
Тема доклада:
«Дайте же русским детям хоть какую-нибудь реализацию утешительного мифа»: быль и сказка в детской литературе русского зарубежья в 1920-1930-е годы в Европе.

  • 19 февраля 2018 года

Докладчик: Анна Сенькина (к.ф.н.)
Тема доклада: Как советская власть приучила детей читать журналы: советские журналы-учебники 1930-1932 гг.

  • 26 марта 2018 года

Докладчик: Ирина Арзамасцева (д.ф.н., МПГУ)
Тема доклада: Путями звёзд: «Ванька», «Каштанка» А. П. Чехова и «Белый пудель» А. И. Куприна.

  • 16 апреля 2018 года

Докладчик Дмитрий Дубровский (к.и.н., НИУ ВШЭ (Москва), ЦНСИ)
Тема доклада: Гарри Поттер и права человека

  • 18 мая 2018 года

Докладчики: Александра Видяева, Екатерина Додонова, Юлия Кожевникова, Никита Никифоров, Кирилл Маслинский (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург)
Тема доклада: Литературная топография детских тел (по данным корпуса советской детской литературы 1930-х — 1980-х)

  • 28 мая 2018 года

Докладчик: Юрий Левинг (профессор русской литературы и кино в университете Дальхаузи, Канада, приглашенный профессор Гейдельбергского университета и Американской академии в Риме)
Тема доклада: Неизвестная сказка Иосифа Бродского «Хан Юсуф»

  • 22 октября 2018 года

Докладчик: Александр Лярский (к.и.н., СПбГУПТД)
Тема доклада: Что читали школьники-самоубийцы в начале XX века?

  • 14 ноября 2018 года

Специальное заседание семинара «Проблемы изучения педагогических и литературных контактов России и Германии».
Участники: В.В.Головин, В.Г.Безрогов, А.Н.Беларев, О.А.Симонова, И.А.Сергиенко, А.А.Костин, С.Г.Маслинская.

  • 23 января 2019 года

Докладчик: Галина  Орлова (к.псих.н., НИУ ВШЭ (Москва))
Тема доклада: Модель для «Комсомолки»: девочки 1990-х в поисках воплощения

  • 22 апреля 2019 года

Совместный семинар Лаборатории цифровых исследований литературы и фольклора
Докладчик: Ольга Лучкина (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН)
Тема доклада: Как Чистяков обошел Пушкина: измерение престижа и популярности в русской критике 1860-80-х гг.

  • 11 сентября 2019 года

Докладчик:Dorota Michułka  (University of Wrocław, Poland)

Тема доклада: «Figures of memory and representations of the past in Marcin Szczygielski’s fantasy novel Arka czasu, czyli wielka ucieczka Rafała od kiedyś przez wtedy do teraz i wstecz (trans. The Ark of Time, or Rafał’s great escape from once, through then, to now and back again) (2013)»

  • 21 ноября 2019 года

Докладчик: Даниэла Моунтиан (PhD, кафедра теории литературы и сравнительного литературоведения Университета Сан-Паулу (Бразилия)

Тема доклада: Цвета и формы в книгах Монтейру Лобату и Самуила Маршака

  • 24 декабря 2019 года

Докладчик: Александр Белоусов (к.ф.н.)

Тема доклада: Дружба и обожание среди воспитанниц женских институтов в России начала ХХ века