Приглашение к участию. 22 выпуск.
Институциональная история детской литературы

Дорогие коллеги, приглашаем вас к участию в 22 выпуске журнала «Детские чтения». Этот номер мы хотим посвятить институциональной истории детской литературы и ее концептуализации или, иными словами, рассмотреть, каким образом и с помощью каких инструментов отдельные тексты, предназначенные детям, превращаются в единое пространство/поле, именуемое детской литературой. Чтобы детская литература состоялась как целое, претендующие на вхождение в нее тексты должны быть осмыслены как предназначенные для детей, вписаны в существующие представления о детстве, а значит, поддержаны иди отвергнуты издателями и книгопродавцами, педагогами и библиотекарями, критиками и историками литературы.
Казалось бы, это очевидно, но до сих пор нет современной истории производителей и потребителей детской книги и тех, кто контролировал качество и регулировал книжный поток. Например, нет институциональной истории издательств, выпускавших детскую литературу, комитетов грамотности, сообществ и библиотек, занимавшихся организацией детского чтения, истории библиографии и книготорговли, истории профильных журналов и научно-исследовательских институтов. Практически не существует работ по истории идей о детской литературе в их институциональных границах и персональных опытах.
Чтобы начать преодолевать названные лакуны, предлагаем к обсуждению следующие вопросы:
• Авторитеты и лидеры/аутсайдеры мнений о детской литературе. Как в этих мнениях переплеталось индивидуальное и групповое?
• Государственное и личное?
• Эстетическое и идеологическое?
• Какие центры выработки мнений можно выделить?
• Как складывались формы обмена мнениями и циркуляция идей?
• Что было основным двигателем на разных этапах развития детской литературы: педагогические убеждения? социальный заказ? эстетические платформы? деньги?
• Какие «авторские» и издательские стратегии были возможны в поле детской литературы в разные периоды?
•Как формируются институциональные органы детской литературы?
• Как определяются функции каждого из них?
• В какие иерархии встраивается институт детской литературы?
•Педагогика и детская литература. Взрослая и детская литература.
• Критика и детская литература. Цензура и детская литература.
• Детская литература как исторический набор правил, процедур и форм самокритики/самоподдержки.
• Как в разное время акторы в этом поле представляли себе цель детской литературы?
• Как менялись нормативные взгляды на нее?
• Какова была конкуренция нормативных подходов?
• Кто был их целевой аудиторией?
• Кто был проводником норм?

Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Кроме подачи статей по заданной проблематике, мы приветствуем подачу материалов в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.
Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru
Требования к оформлению статей:
http://detskie-chtenia.ru/index…/journ
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей – 1 августа 2022 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 30 сентября.
Номер выйдет в декабре 2022 года.
Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству.
Редакция ДЧ

Приглашение к участию. 19 выпуск.
Сказочное и фантастическое в детской литературе

19 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить категориям сказочного и фантастического в детской литературе.
На первый взгляд, эта тема кажется необъятной, потому что в самых разных жанрах используются те или иные элементы фантастического.  Эта категория занимает едва ли не главенствующее место в современных жанрах детской литературы – фэнтези, сказка, триллер, вампириана, научная фантастика. Сказка и фантастика в произведениях, обращенных к детям и/или входящих в детское чтение, стали предметом дискуссий критиков и педагогов в 1840-е годы и с тех пор неоднократно оказываются в центре полемики: в какие-то эпохи между сказкой и детской книгой ставился знак равенства, а в другие – сказку и фантастику предлагалось полностью изгнать из детского чтения. Напротив определенные тематические и жанровые разновидности фантастического нарратива становились нишей для изгнанных из взрослой литературы авторов.  Можно сказать, что написать историю вхождения категорий сказочного и фантастического в детскую литературу значит написать саму историю детской литературы.
В этой связи хотелось бы предложить следующие направления для обсуждения:
• история возникновения сказки для детей: обработка фольклорных и авторских сказок, создание первых «собственно детских» сказок; переводы сказок;
• формирование представлений о сказке как детском чтении, дискуссии о сказке в педагогической и литературной критике;
• фигура писателя-сказочника, траектории перехода авторов-сказочников из взрослой литературы в детскую;
• приемы создания сказочного и фантастического в детской литературе;
• жанровые и тематические разновидности фантастики для детей;
• появление фантастики в детском чтении на рубеже XIX-XX вв., переводы и адаптации;
• педагогические дискуссии о фантастике для детей;
• фантастика и фэнтези как эскапистские жанры в советской литературе;
• жанровые особенности фэнтези, адресованного детям;
• фэнтези в детском и подростковом чтении.

Дедлайн для подачи статей – 1 февраля 2021 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 30 апреля.
Номер выйдет в июне 2021 года.
Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии:   detskie.chtenia@gmail.com

Приглашение к участию. 18 выпуск.
Поэзия для детей

Дорогие коллеги, приглашаем вас к участию в 18  выпуске  журнала «Детские чтения». Этот номер мы предлагаем посвятить изучению поэзии для детей. Исследовательский фокус номера будет сосредоточен вокруг проблем, связанных с динамикой семантики и прагматики поэзии для детей: как менялось во времени содержание поэзии, адресованной детям? Каким образом поэты решали эстетические и воспитательные задачи? Какими свободами располагали детские поэты и какие ограничения накладывала на их творчество адресация детям? Какие требования выдвигались к детской поэзии педагогами и как поэты им подчинялись или от них уклонялись? Каковы место и роль поэзии для детей в национальной истории литературы и в межкультурном диалоге? Чем отличается в творчестве одного автора поэтика стихотворных произведений для детей и для взрослой аудитории? Как используется взрослая поэзия в детской аудитории?
Мы предлагаем поразмышлять над следующими темами:
• развитие детской поэзии и смена литературных стилей;
• жанровые и тематические предпочтения поэтов, пишущих для детей;
• детская поэзия на службе идеологии;
• историческая поэтика поэзии для детей;
• ритмика, метрика и строфика поэзии для детей;
• лингвистические аспекты анализа детских стихов;
• переводы иноязычной поэзии для детей;
• дискуссии о стихе для детей в истории отечественной и зарубежной • педагогической и литературной критики;
• типология творческих траекторий детских поэтов;
• жанры поэзии для детей в их эволюции;
• прикладная поэзия для детей: календарные стихи, поэзия детских утренников и т. п.;
• детское поэтическое сочинительство.

Приглашаем вас к участию. Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Кроме подачи статей по заданной проблематике, мы приветствуем подачу материалов в разделы журнала РЕЦЕНЗИИ и КОНФЕРЕНЦИИ.
Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru
Требования к оформлению статей:
 http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей продлен до 1 сентября 2020 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 1 октября.
Номер выйдет в декабре 2020 года.
Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству.
Редакция ДЧ

17 номер журнала «Детские чтения».
Приглашение к участию

Дорогие коллеги, приглашаем вас к участию в 17 выпуске журнала «Детские чтения». Детская литература всегда является приложением взрослых усилий: писатели создают, издатели печатают, критики оценивают. Взрослый взгляд задает границы того, что можно изображать в литературе, адресованной детям, а что не стоит в нее включать. Очевидно, что представления взрослых о допустимости той или иной темы или объекта меняются в зависимости от времени (изображение насилия в детской литературе в XVIII веке было иным, нежели в конце ХХ века), от страны, в которой создается произведение (темы, приемлемые для одной национальной традиции, могут оказаться совершенно недопустимыми для другой), от жанра (в жанре детектива вряд ли допустима тема Холокоста) и т.д.
17 номер «Детских чтений» мы хотим посвятить эволюции взглядов на запретные или неудобные темы в детской литературе.
Приглашаем обсудить следующие вопросы:
• Эволюция реестра «запретных» тем от XVIII века до наших дней: какие темы и объекты допускались в детскую литературу, а затем были вытеснены из нее? Условия допуска и вытеснения?
• Как возникают новые «запретные» темы? Когда можно говорить о «новизне», а когда о реинтерпретации уже имевшихся запретов?
• Насилие, суицид, болезнь, телесность, гомосексуальность, педофилия и т. п.: где располагаются легитимные зоны изображения «трудной» тематики? Каковы исторические границы допущения ее в детскую литературу? Чем они обусловлены?
• Терроризм и террор, этнические конфликты, военные преступления – специфика использования исторического материала в детской литературе. Причины вывода тех или иных тем из числа запретных и допуск их в детскую литературу. Чем обусловлены обратные процессы – табуирование ранее разрешенных тем?
• Повествовательная трактовка «запретных» тем: изображение переживаемого опыта, воспоминание о нем, упоминание, умолчание. Какие нарративные стратегии используют авторы при работе с «запретными» темами и объектами?
• Нарративные перспективы в изображении табуированных объектов: с чьей точки зрения показываются те или иные «неудобные» объекты? Возрастные, гендерные, расовые, национальные особенности персонажей, изображенных в том или ином «запретном» контексте.
• Запреты/разрешения на визуальное изображение того, что описывается в тесте. Скрытое и видимое в иллюстрациях детских книг. Компенсаторные и провокативные иллюстративные решения в детской книге.
• Критика детской литературы и развитие идей о допустимом/недопустимом в детской литературы. Примеры коллективной травли/поддержки писателей за обращение к запретным темам. Каковы дискурсивные особенности формулирования педагогических представлений о табуированных зонах в детской литературе (на материале педагогической критики)?
Просим оповестить коллег, которые могут быть заинтересованы в названной проблематике.
Кроме подачи статей в основной блок, мы приветствуем подачу материалов в следующие разделы журнала: РЕЦЕНЗИИ, АРХИВ, ИНТЕРВЬЮ.
Сайт нашего журнала: http://detskie-chtenia.ru
Требования к оформлению статей: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/about/submissions
Объем статей: в пределах 40 тыс. знаков
Дедлайн для подачи статей – 1 февраля 2020 года.
Подача окончательной версии статьи после прохождения двойного рецензирования – 1 апреля.
Номер выйдет в июне 2020 года.

Предлагаемые к публикации статьи просим отправлять на адрес редколлегии: detskie.chtenia@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству.
Редакция ДЧ

Мы предлагаем поразмышлять над следующими темами:
• развитие детской поэзии и смена литературных стилей;
• жанровые и тематические предпочтения поэтов, пишущих для детей;
• детская поэзия на службе идеологии;
• историческая поэтика поэзии для детей;
• ритмика, метрика и строфика поэзии для детей;
• лингвистические аспекты анализа детских стихов;
• переводы иноязычной поэзии для детей;
• дискуссии о стихе для детей в истории отечественной и зарубежной педагогической и литературной критики;
• типология творческих траекторий детских поэтов;
• жанры поэзии для детей в их эволюции;
• прикладная поэзия для детей: календарные стихи, поэзия детских утренников и т. п.;
• детское поэтическое сочинительство.