© Е.Р. Обатнина, © Е.Е. Вахненко

Хроника жизни и творчества А.М. Ремизова

1936


Адрес: 7, Rue Boileau, Paris XVI


Круг общения, переписка: Л.И. Шестов, М.А. Осоргин, Н.Н. Евреинов, А.В. Руманов, Н.В. Зарецкий, Л.Н. Гомолицкий, В.В. Кандинский, В.А. Мамченко, Ф.С. Рожанковский, F. Lieb, B. Parain, J. Paulhan


Творческая работа: книга «Узлы и закруты» (роман «Подстриженными глазами»), главы романа «Учитель музыки», рассказы из продолжения повести «Оля» (глава «Голова львова»), переложение народных сказок, очерки памяти А.М. Горького, А.Ю. Доброго


 

Январь – Р. участвует в организации заседания в честь 70-летия Л. Шестова (состоялось 14 февраля). По первоначальному плану философа сбор от этого мероприятия, организованного по платным входным билетам, должен был пойти в пользу Р.-ва

Январь, 3 – Гомолицкий из Варшавы сообщил о получении от Р.-ва альбома «Волшебная Россия», предназначенного для готовящегося при газете «Меч» детского журнала [Гомолицкий, 2011, 580]

Январь, 19 – в Обществе друзей Народного университета на торжественном заседании, посвященном 80-летию Н.В. Дмитриева, председателя правления Народного университета, было зачитано приветствие И.С. Шмелева, М.А. Алданова и Р.-ва

Январь, 22 – в письме В.В. Рудневу Р. упоминает о своей художественной форме фиксации событий: «Я веду графический дневник: кроме рисунков (портреты, встречи, сны), слова» [«Современные записки», Т. 4, 2014, 507]

Январь, 27 – Н.В. Дмитриев в личном письме выразил Р.-ву признательность за поздравление на вечере, посвященном  его 80-летию в Народном университете и «милое послание», которое напомнило юбиляру «дорогое незабываемое прошлое» [Amherst]


Март – вышла из печати 60-ая книжка журнала «Современные записки» с публикацией статьи Г. Газданова «О молодой эмигрантской литературе» (С. 407–408), вызвавшая дискуссию в кругах старшего поколения писателей

Март, 8

в Париже начат изданием двухнедельный журнал «Новая Россия», под реакцией А.Ф. Керенского. В редакционной статье выдвинут тезис о «Новой России», преодолевшей «крепостное право коммунистической диктатуры». Р. становится одним из авторов журнала;

– в письме секретарю издательства «Gallimard» Брису Парэну (B. Parain) излагает проблемы, возникшие с уже запланированной к изданию книги рассказов «Sentiers vers l'invisible: Nouvelles»

Март, 9 – в письме Рудневу Р. высказывается о статье Газданова: «Газданов несмело (но большего с него и требовать нельзя) подошел к самой сердцевине современнейшего литературного вопроса. "Провинциализм". Самым ярким примером этого провинциализма может служить советская литература. (Это почувствовал Горький и заругался, только Горький, как и Газданов, не могут найти слова: в чем же дело? Ведь на ¾, а может и побольше, и французс[кая] соврем[енная] литература глубоко провинциальна, само собой и здешняя русская). Нет мифотворчества. <…>. Отсутствие мифотворчества всеобщее явление. А в России, где, как теперь официально заявляется, 17–18 лет творилось безобразие, в России самые корни "сказочные" вытравлены, самый орган мифотворчества отсутствует, ведь там пресурьёзно могут говорить, что "сказка умерла"» [«Современные записки», Т. 4, 2014, 511]

Март, 31 –  на ежегодном вечере, устроенном  в зале «Социального музея» на 5, Rue Las Cases Р. прочел в I-ом отделении: рассказ из неизданного продолжения  повести «Оля»; сказание о Аврааме («Византийские легенды»; «Слово о погибели русской земли» («Взвихренная Русь»). Во II-м отделении: писатель читал из «Майской ночи» Гоголя, из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина («Тетенька Сластена»)


Апрель, 24 – Союз русских писателей и журналистов в Париже провел вечер «Писатели – поэту» (Salle  de Musée Social), посвященный 50-летию  литературной деятельности К.Д. Бальмонта. В числе выступающих: Шмелев, Тэффи, Цветаева, Р.-в прочитал «любимые страницы Бальмонта из Гоголя» [Русское зарубежье, Т. 3, 192]


Май, 14 – в Париже скончался С.А. Соколов (Кречетов)

Май, 16 – И.А. Бунин в письме к П.М. Бицилли высказал мнение об особенностях литературного творчества Р.-ва: «Ремизов составляет по областн. словарям (и вообще "из книг сличает", как говорит у меня дворовый в "Святых") никогда не существовавший и не могущий существовать мерзейший русский язык (да еще и сам выдумывает гадкие и глупые слова) – уже за одно за это надо его ненавидеть» [Цит. по: Мещерский, 1961, 155]


Июнь, 18 – в Подмосковье, в усадьбе «Большие Горки» скончался А.М. Горький


Июль, 4 – Гомолицкий из Варшавы сообщал в связи с неудачей издания детского журнала о возможности продать  альбом «Волшебная Россия» местному библиофилу фон Рихтеру. Сделка состоялась


Август, 1 – в журнале «Новая Россия» (№ 11) опубликован очерк Р.-ва, посвященный  памяти А.М. Горького

Август, 12 – художник Ф. Рожанковский сообщил Р.-ву, что выполнил его просьбу и оставил в редакции газеты «Paris soire»  книгу «Посолонь» для ознакомления редактора Mme Gordon, а также передал ее слова, связанные с публикациями детской страницы газеты: «Будет очень рада, если Вы ей пришлете скоренько небольшую вещицу (3-4 страницы пиш<ущей> машинки)  на тему Vacances из жизни мальчиков (12–14 лет)» [Amherst]


Сентябрь, 8 – Р.-вы присутствуют на похоронах скоропостижно скончавшегося А.Ю. Доброго

Сентябрь, 24 – в газете «Последние новости» (№ 5662), очевидно, по заметке, составленной Р.-вым, сообщалось, что вышел первый номер «Вестника Графики» под редакцией выходца из Киева, литератора Альберта Цымбалиста («Le Courrier graphique»: revue des arts graphiques et des industries qui s'y rattachent paraissant dix fois par an / Dir. Albert Cymboliste; Réd. en chef Pierre Mornand ; comité de réd. André Blum, Henri Colas, Georges Dangon, Marc Jaryc, Gilbert Lely, Jean Porcher): «При каждом номере, как приложение, отдельный выпуск, посвященный современным мастерам графики <…> а также и графическим «куролесам» А. Ремизова с необходимыми объяснениями Жильберта Лэли <G. Lély>»


Октябрь, 4 – В письме А.Л. Бему Р. сообщал: «Понемногу печатают в Последних  новостях из моей книги "Узлы и закруты", но возможно ли ее появление  когда-нибудь, Бог знает»; в этом же письме писатель благодарил за присланную  ему  книгу «Проблема вины в художественном творчестве Достоевского» (Прага, 1936), в которой  историк литературы, в частности написал о рассказе «Индустриальная подкова» как о произведении, продолжающем традицию Достоевского [А.Л. Бем в письмах и документах, 2008, 379]

Октябрь, 10 – в Париже вышел отдельным изданием французский перевод повести о бесноватой Соломонии («Solomonie la Possédée». Trad. S. et G. Lély)

Октябрь, 16 – Р. срочно ищет покупателя для 3-х писем  к нему А.М. Горького, так как ему не хватает денег расплатиться за квартиру


Декабрь, 3–19 – в галерее J. Bucher проходит выставка графики и акварелей В. Кандинского, созданных в период  с 1910 по 1935 гг. Р. побывал на выставке и в личном письме от 23 декабря выразил художнику «всегдашнее восхищение», мастерством, которое, по словам писателя, было близко его снам и его «любви к слову-звуку и слову-букве» [А. Ремизов. Письма В.В. Кандинскому]


Конец года – И.А. Бунин и В.Н. Бунина  вместе с группой друзей (Ф.О. Ельяшевич, Н.И. Кульман, Н.И. Михельсон, М.С. Цетлина, Ф.С. Шлезингер) основали  кружок  «Amaur» («Amis  auteurs russes» (франц.) – «Друзья русских писателей»), цель которого  выделять по 300 франков ежемесячно шести писателям старшего поколения – А.Ф. Даманской,  Д.С. Мережковскому, Б.К. Зайцеву, А.М. Ремизову, И.С. Шмелеву, Л.Г. Мунштейну (Лоло)


 
Назад На главную