Том 20 № 2 (2021)
20 номер посвящен тому, каким образом может быть прочитана детская литература с точки зрения поиска в ней репрезентаций гендерных ролей детей и взрослых. Изучение детской литературы позволяет ставить вопросы, связанные с особенностями истории детской литературы: опережает или отстает детская литература в изображении сдвигов гендерных ролей, обусловленных теми или иными историческими обстоятельствами? Насколько образы детей зависят от имеющихся в обществе представлений о нормах поведения мальчиков и девочек? Влияют ли жанровые и нарративные особенности произведений для детей на поддержание гендерных стереотипов или, напротив, позволяют их преодолевать?
Опубликован: 2021-12-24
Оглавление
Инна Анатольевна Сергиенко, Анна Андреевна Димяненко. С. 3-4
Архив
Анна Димяненко. Чтение мальчиков и девочек в критике и исследованиях второй половины XIX и первой трети XX вв. С. 7-16
Мария Цебрикова. Чтение для подростков. С. 17-24
Павла Рубцова. Какие элементы литературного произведения выделяются детьми. (К проблеме — «чем воздействует книга на ребенка») . С. 25-41.
Исследования
Ольга Лучкина. «Право на биографию»: замечательные женщины и мужчины в литературе для детского чтения. С. 42-56
Валентина Сергеева. «Робин Гуд школьный»: от «дешевых ужасов» к «повестям для мальчиков» (2-я половина XIX — начало ХХ в.). С. 57-76
Ольга Симонова. Девочки в детской литературе 1920-х гг. о гражданской войне (на примере повести П. А. Бляхина «красные дьяволята») . С. 77-95
Инна Сергиенко. «Гендерная дидактика»: голос автора в советской школьной повести 1960-х–1980-х гг. С. 96-109
Татьяна Тернопол. «Прекрасное далёко»: гендер в мире будущего в повестях Кира Булычева об Алисе Селезневой. С. 110-128
Катя Сенне. Гендер, телесность и болезнь в современной детской литературе. С. 129-154
Евгения Лекаревич. Домашние дела литературных персонажей. С. 155-174
Ольга Проскурова-Тимофеева. Русскоязычная детская книга 1920–30-х гг. в критике (на материале рижской межвоенной периодики). С. 175-200
Публикации
Николай Гуськов. Рыцарь чувствительной эпохи: житие маленького аристократа. С. 201-229
Анна Димяненко. «Первый труд неопытной писательницы»: Е. П. Привалова о книге М. Гладковой. С. 230-257
Алла Грачева. Детская проза 1920-х гг. запрещенной писательницы Анастасии Вербицкой. С. 258-280
Эссе
Ирина Савкина. Почему у Жени Александровой и Лиды Зориной не может быть команды товарищей? С. 323-337
Материалы
Елена Казакова. Новая научно-популярная книга 1920–х гг.: о чем и как? С. 281-307
Меган Свифт. Почта: путешествие, доставка, возвращение. С. 308-322
Конференции
Софья Лойтер, Надежда Ровенко. Научный семинар «К 100-летию со дня рождения Ирины Петровны Лупановой» (Петрозаводск, 26 октября 2021 г.). С. 338-343
Рецензии
Ольга Мяэотс. Советские детские книжки-картинки 1920-х гг. как буквари будущего. Рец. на кн.: The Pedagogy Of Images: depicting Communism For Children. еd. By M. Balina And S. Oushakine. toronto: University Of Toronto Press, 2021. С. 344-349