Девочки в детской литературе 1920-х гг. о гражданской войне (на примере повести П. А. Бляхина «красные дьяволята»)


Ольга Симонова

Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН

DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-77-95

Аннотация
В статье рассматривается повесть П. А. Бляхина «Красные дьяволята» (1923), главная героиня которой, девочка-подросток Дуняша становится участницей Гражданской войны. Создание образа «новой» героини, девушки, сражающейся за советскую власть, отвечало политической повестке 1920-х гг. и социальному заказу. Бляхин описывает активную героиню, которая соотносится с участницами Гражданской войны, изображаемыми в литературе для взрослых (повести А. Толстого, Б. Лавренева, В. Бахметьева). Характерными особенностями этих героинь становится присвоенная ими маскулинность, наряду с наличием черт, определяемых как «девичьи». Присутствие типологически сходных персонажей способствовало созданию единого поля детской и взрослой литературы о Гражданской войне. У Бляхина девичье в целом трактуется как положительная черта, которую писатель пытается совместить с категорией героического. В статье рассматривается предшествующий повести Бляхина опыт изображения девушки-подростка как участницы войны в детской литературе: показано сходство образа Дуняши и главной героини повести Л. А. Чарской «Игорь и Милица» (1915). Новаторство Бляхина заключается в том, что он не приводит свою героиню к гендерно-нормативной модели феминности, как Чарская, пишущая в финале повести о «женском предназначении», а закрепляет равенство полов, что отвечает новому гендерному порядку в Советской России.

Ключевые слова: русская литература 1920-х гг., авантюрно-приключенческая литература, П. А. Бляхин, Л. А. Чарская, «Красные дьяволята», «Игорь и Милица», гендер, маскулинность, Гражданская война