Старший научный сотрудник,
кандидат филологических наук
Профиль на eLibrary.ru

E-mail:  braunknopf@gmail.com

Тема кандидатской диссертации:
«Литература пионерской организации: идеология и поэтика» (10.01.08 – теория литературы), 2006.

Образование
1990–1995 РГПУ им. А. И. Герцена, специальность: учитель русского языка и литературы.
1997–2001 аспирантура ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.
2006 защита диссертация «Литература пионерской организации: идеология и поэтика», специальность 10.01.08 «Теория литературы».
2013–2016 докторантура ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, тема диссертации «Эволюция русской детской литературы в социально-историческом контексте (1900 – 1941)».

Профессиональная деятельность
2001–2008 ст. преподаватель кафедры литературы и русского языка ЛГУ им. А.С. Пушкина.
2006–2011 учитель литературы в гимназических классах школы № 371.
2008–2015 доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ.
С 2017 г. старший научный сотрудник Центра исследований детской литературы ИРЛИ РАН.
C 2012 по настоящее время – редактор, член редколлегии научного журнала «Детские чтения».

Выборочная библиография

Редактирование, составление

Душечкина Е. В. «Строгая утеха созерцанья! Статьи о русской культуре». М.: Новое литературное обозрение, 2022. 808 с. 1000 экз. ISBN 978-5-4448-1767-4 (Составление и редактирование раздела 4 «Дети и словесность для детей»)

Прекраснейшей: сборник памяти Елены Душечкиной.  Сост.: А. К. Байбурин, Е. А. Белоусова, С. К. Кульюс, С. Г. Маслинская, Н. Г. Охотин, А. В. Пигин. СПб.: Нестор-История, 2022. 808 с. 200 экз. ISBN 978-5-4469-2068-6(Составление и редактирование раздела 4 «Детская литература»)

Русско-немецкие контакты в детской литературе: XVIII—XX вв. / Отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2020. 616 с., ил.

Конструируя детское: филология, история, антропология / под ред. М.Р. Балиной, В.Г. Безрогова, С.Г. Маслинской, К.А. Маслинского, М.В. Тендряковой, С. Шеридана. М.: Азимут; Нестор-История, 2011.

Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики / Сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский, М.В. Ромашова. Пермь: Перм. Гос. ун-т, 2010.

Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова / Сост. А.Ю. Веселова, С.Г. Леонтьева, М.Л. Лурье, К.А. Маслинский, А.А. Сенькина. СПб, 2009.

Учебный текст в советской школе. Сборник статей / Сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский. СПб.; М.: Институт логики, когнитологии и развития личности, 2008.

«От… и до…». Юбилейный альманах в честь Е.В. Душечкиной и А.Ф. Белоусова / Сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский. СПб., 2006.

Статьи и публикации

Маслинская С. Г. В. Бианки в книгах для чтения 1920-30-х гг. (о хрестоматизации творчества писателя) // #Ученичество. 2022. № 1. С. 54-62 (в соавторстве с З.В. Климас).

Маслинская С. Г. Предисловие к разделу «Дети и словесность для детей» // Душечкина Е. В. «Строгая утеха созерцанья! Статьи о русской культуре». М.: Новое литературное обозрение, 2022. С. 560-564.

Маслинская С. Г. О «детскости» в «Голубой чашке» А. Гайдара // Прекраснейшей: сборник памяти Елены Душечкиной. СПб. : Нестор-История, 2022. С. 369-377. DOI 10.31754/4469-2068-6.41

Маслинская С. Г. Смерть и утопия, или Неизбежный путь к расчеловечиванию «нового человека» // Шаги / Steps. Т. 8. № 3. 2022. С. 340–345. https:doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-340-345 (Scopus).

Маслинская С. Г. В канон через тираж: о неравенстве доступа писателей к печати детских книг в советскую эпоху // Детские чтения. № 2 (22). 2022. С. 147-175. DOI: 10.31860/2304-5817-2022-2-22-147-175 (Scopus) (в соавторстве с К. А. Маслинским).

Маслинская С. Г. «Как в детстве побывала»: мнемонические эффекты ресайклинга советской детской книги // Шаги / Steps. Т. 7.  № 1. 2021. С. 151-167.

Маслинская С. Г. Память героев и память о героях в творчестве М. Гершензона // Гершензон М. А. Робин Гуд. С приложением фронтовых дневников и писем: [для сред. И старш. шк. возраста] / М. А. Гершензон; [ил. Алексей Капнинский]. М.: Издательский проект «А и Б», 2021. С. 322-327.

Svetlana Maslinskaya Nat Pinkerton: A Missing Genre in Russian Children’s Literature // Bookbird: A Journal of International Children’s Literature, Volume 58, Number 2, 2020, pp. 25-33.

Маслинская С.Г. Немецкое влияние на педагогику чтения в России в первой трети XX века  // Русско-немецкие контакты в детской литературе: XVIII—XX вв. / Отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2020. С. 353-372.

Маслинская С.Г. Предисловие // Русско-немецкие контакты в детской литературе: XVIII—XX вв. / Отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2020. С. 7-11.

Маслинская С. Г. Зообеллетристика начала ХХ в.: авангард и педагогика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 136-150.

Маслинская С. Г. О детском голосе, канарейках овсяночного напева и декабрьских праздниках (комментарий к рассказу В. Драгунского «Белые амадины») // Commentarii litterarum. Ad honorem viri doctissimi Valentini Golovin / отв. ред М. Л. Лурье. СПб.: Пушкинский Дом, 2020. С. 284-292.

Svetlana Maslinskaya  A Child Hero: Heroic Biographies in Children’s Literature in: The Brill Companion to Soviet Children’s Literature and Film. Volume: 2. Ed. Olga Voronina. Leiden; Boston : Brill, 2020. Pp. 250-302.

Svetlana Maslinskaya, Kirill Maslinsky Educational, Literary and State Authorities and the Publishing Trajectories of Legacy Children’s Literature in Early Soviet Russia // LCEA Revue de l’Institut des langues et cultures d’Europe, Amérique, Afrique, Asie et Australie,  ILCEA [Online], 36 | 2019, Online since 21 June 2019, connection on 22 June 2019.
URL : http://journals.openedition.org/ilcea/69032019.

Маслинская С. Г.  Почему Д.Н. Мамин-Сибиряк стал главным детским писателем (к проблеме становления канона русской детской литературы) // Детские чтения. 2019. № 1 (15). С. 9-25.

Маслинская С. Г.  Право на мобильность: траектории перемещения героев детской литературы 1920-х годов // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 140–150.

Маслинская С. Г.  Детское чтение сквозь призму педагогики первой четверти хх в . (об истоках раннесоветской концепции читателя ) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 106-118. DOI: 10.15382/sturIV201954.106-118

Маслинская С. Г. Насилие и травма в детской литературе 1941-1945 годов // Русская литература. 2019. № 2. С. 194-203.

Maslinskaya Svetlana Les combattants de L’armée céleste contre les guerriers du Premier détachement : la poétique normative contemporaine de la littérature de jeunesse sur la guerre // La littérature de jeunesse russe et soviétique: poétique, auteurs, genres et personnages (XIXe-XXe siècles). (Biblioteca di «History of Education & Children’s Literature» 3). Edizioni universita di Macerata. 2018. P. 289-302.

Маслинская С.Г. Немец, фашист, гитлеровец: образ врага в детской литературе 1950-2010-х годов // Уральский филологический вестник. 2018. № 3. С. 181-190.

Маслинская С.Г. Наследство и наследственность: эволюция критики русской детской литературы 1910-1920-х годов // Revue des études slaves. 1917 en Russie. La philologie à l’épreuve de la Révolution, RES 88/1-2, sous la direction de C. Depretto. 2017. С. 237-255.

Маслинская С.Г. Неутомимый борец со сказкой (критика детской литературы в трудах Н.Крупской) // Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 172-186.

Maslinskaya Svetlana L’enfant-héros, une lacune de la mythologie révolutionnaire // Le spectacle de la Révolution. La culture visuelle des commémorations d’Octobre /Gianni Haver, Jean-François Fayet, Valérie Gorin et Emilia Koustova (dir.). Lausanne, Antipodes, coll. «Univers visuels», 2017. S. 224.

Маслинская С.Г. Вольгаст и развитие отечественной теории детской литературы в 1910–1930-е гг. // Детские чтения. 2017. № 2(12). С. 412-420.

Маслинская С.Г. «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева в американской критике конца 1920-х гг. // Детские чтения. 2017. № 2(12). С. 325-336.

Маслинская С.Г. «Мнимые биографии» советских детских писателей // AutobiografiЯ. 2017. № 6. Р. 114-170.

Маслинская С.Г. Михаил Абрамович Гершензон: профиль критика детской литературы в 1920–1930-е гг. // Детские чтения 2015. № 2 (8). С. 65-76.

Маслинская С.Г. Новые чудовищные места: пионерский лагерь в современной детской литературе // Топографии популярной культуры. М.: НЛО, 2015. С. 165-180.

Маслинская С.Г. Нужен ли детский писатель? (к истории становления советской детской литературы) // Детские чтения. 2014. № 6. С. 381-398.

Маслинская С.Г.Сборник изложений в начальной школе как палимпсеcт // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. ст. под ред. В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», вып. 16). М.: Издательство «Канон+», 2014. С. 308-323.

Маслинская С.Г. «Дети раньше и теперь» в пионерской книге 1920-х годов // «Гуляй там, где все». История советского детства. Опыт и перспективы исследования. Т. 4. М.: РГГУ, 2013. С. 148-155.

Маслинская С.Г. Пионерская беллетристика vs. Большая детская литература // «Убить Чарскую…»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.): сборник статей. СПб.: Алетейя, 2013. С. 231-245.

Маслинская С.Г. Корней Чуковский // Детские чтения. 2012, № 2. С. 58-75.

Маслинская С.Г.Еще раз о взрослом тексте в детской литературе (об одном неудачном эксперименте К. Чуковского) // Проблемы онтолингвистики. 2012. СПб., 2012. С. 135-136.

Маслинская С.Г. «По пионерски жил, по-пионерски похоронен»: материалы к истории гражданских похорон 1920-х годов // Живая старина. 2012, № 3. С. 49–52.

Маслинская С.Г. «Жизнь после смерти»: пионеры-герои в современной мультипликации // Конструируя детское: филология, история, антропология / под ред. М. Р. Балиной, В. Г. Безрогова, С. Г.

Маслинской, К. А. Маслинского, М. В. Тендряковой, С. Шеридана. М.: Азимут; Нестор-История, 2011. С. 254-265.

Леонтьева С.Г. Чтение советских детей: педагогика на службе идеологии // Библиотечное дело — XXI век: науч.-практ. сб. (21) / Рос. гос. б-ка. М., 2011. Вып. 1. С. 169-176.

Леонтьева С.Г. Мюнхгаузен в 1920-е гг.: к истории авантюрности в детской литературе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 . С. 135-142.

Леонтьева С.Г., Маслинский К.А. «Из школы отчислить совсем»: приказы в школьной жизни // Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь: Перм. Гос. ун-т, 2010. С. 85-97.

Леонтьева С.Г. Как повяжешь галстук… (об одной детали гардероба советского ребенка) // Ребенок в истории и культуре: Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Вып. 4 / под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Библиотека журнала исследователь / Researcher, 2010. С. 259-283.

Леонтьева С.Г. Советский школьный костюм и повседневность детства // Актуальные проблемы современной фольклористики и изучения классического наследия русской литературы. СПб., 2009.

Леонтьева С.Г. «На факте всё такое было или наврато?» (Мюнхгаузен в контексте детской литературы НЭПа) // Барон Мюнхгаузен и мюнхгаузениада. Daugavpils, 2009. С. 44-58.

Леонтьева С.Г. «Он ведь с красным знаменем цвета одного»: материалы к истории одного шейного платка / «Теория моды (Одежда. Тело. Культура)». 2009. № 13. С. 238-257.

Леонтьева С.Г. Юные ленинцы // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб., 2009. С.156-158.

Леонтьева С.Г. Как повяжешь галстук // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов. К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб., 2009. С. 62-65.

Леонтьева С.Г. Песня и пение в пионерских ритуалах // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня: Сборник в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер. М., 2008. С. 421-431.

Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай // Какорея. Из истории детства в России и других странах / Сост. Г.В. Макаревич. Москва; Тверь, 2008. (Труды семинара РГГУ «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 1). С. 124-138.

Леонтьева С.Г. Дискуссия о «живом слове»: к истории медиаобразования в советской школе // Неприкосновенный запас. 2008. № 2. С. 132-139.

Леонтьева С.Г. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды (Одежда. Тело. Культура). 2008. № 9. С. 47-79.

Леонтьева С.Г., Лурье М.Л., Сенькина А.А. Два великих дедушки // «От… и до…». Юбилейный альманах в честь Е.В. Душечкиной и А.Ф. Белоусова. / Сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский. СПб., 2006. С. 11-36.

Леонтьева С.Г. «Кто шагает дружно в ряд?» // Живая старина. 2005. № 4. С. 27-31.

Леонтьева С.Г. Суггестивность в массовой пионерской словесности: советские ценности в прагматике текста // Пушкин и Калиостро. Внушение в искусстве и в жизни человека: Материалы конференции. СПб., 2005. С. 125-135.

Леонтьева С.Г. Жизнеописание пионера-героя: текстовая традиция и ритуальный контекст // Современная российская мифология. М.: РГГУ, 2005. С. 89-123.

Леонтьева С.Г. Пионер – всем пример // Отечественные записки. 2004. № 3. С. 249-259.

Леонтьева С.Г. Трудовое детство: концепт детского труда в советской периодике // Отечественные записки. 2003. № 3. С. 323-333.

Леонтьева С.Г. Детский новогодний праздник: сценарий и миф // Отечественные записки. 2003. № 1. С. 242-256.

Леонтьева С.Г. Петрушка или Петя-пионер? // Детский сборник. Статьи по детской литературе и антропологии детства. М., 2003. С. 264-274.

Леонтьева С.Г. Поэзия пионерских праздников // Детский сборник. Статьи по детской литературе и антропологии детства. М., 2003. С. 28-41.

Леонтьева С.Г. Рассказы о «привиждениях» среди визионерских жанров // Сны и видения в традиционной культуре. Мифологический, религиозно мистический и культурно-психологический аспекты. М., 2002. С. 247-261.

Леонтьева С.Г. Город и турист: механизмы самопрезентации «классической» провинции // Провинция как реальность и объект осмысления. Тверь, 2001. С.76-87. (В соавторстве с К.А.Маслинским).

Леонтьева С.Г. Нательный крест как предмет личного благочестия (к проблеме изучения народной религиозности) // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 39-52.

Леонтьева С.Г. Материалы о народном почитании крестов на Северо-Западе России // Антропология религиозности: Альманах «Канун». Вып.4. СПб., 1998. С. 376-386.

Главы в учебниках и методические публикации Леонтьева С.Г. Корней Чуковский // Русская литература XX века. 1930-е – середина 1950-х годов. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. В 2-х т. Т. 1. / [Н. Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, М.А.Литовская.]; под ред. Н. Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого и М.А.Литовской. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. 480 с. (Сер. Бакалавриат). С.350–363.

Леонтьева С.Г. Неклассическая детская литература. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. СПб., Издательство СПбГИК, 2015. 84 с.

Леонтьева С.Г. Традиционный и современный фольклор: учебно-методическое пособие. СПб., 2008.

Леонтьева С.Г. Русский фольклор. Учебная программа дисциплины // Учебные программы: Введение в литературоведение. Русский фольклор. Детская литература. Теория литературы. Теория и методика преподавания литературы. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2005. С. 17–29.

Главы в учебниках и методические публикации

Маслинская С.Г. (сост.) Антропологическое изучение семейного чтения: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2021.