Старший научный сотрудник,
кандидат филологических наук
ELibrary.ru
Academia.Edu
ORCID: 0000-0001-7911-4323
E-mail: braunknopf@gmail.com
Образование:
1990–1995 гг.: РГПУ им. А. И. Герцена, специальность: учитель русского языка и литературы.
1997–2001 гг.: аспирантура ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.
2006 г.: защита диссертации «Литература пионерской организации: идеология и поэтика», специальность 10.01.08 «Теория литературы».
2013–2016 гг.: докторантура ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, тема диссертации «Эволюция русской детской литературы в социально-историческом контексте (1900 – 1941)».
Профессиональная деятельность:
2001–2008 гг.: ст. преподаватель кафедры литературы и русского языка ЛГУ им. А.С. Пушкина.
2006–2011 гг.: учитель литературы в гимназических классах школы № 371.
2008–2015 гг.: доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ.
2017 — н.в.: старший научный сотрудник Центра исследований детской литературы ИРЛИ РАН.
2012 — н.в.: редактор, член редколлегии научного журнала «Детские чтения».
Монографии, сборники:
Душечкина Е.В. «Строгая утеха созерцанья! Статьи о русской культуре» / [сост. С.Г. Маслинская] М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Прекраснейшей: сборник памяти Елены Душечкиной / сост.: А.К. Байбурин, Е.А. Белоусова, С.К. Кульюс, С.Г. Маслинская, Н.Г. Охотин, А.В. Пигин. СПб.: Нестор-История, 2022.
Русско-немецкие контакты в детской литературе: XVIII—XX вв. / Отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2020.
Конструируя детское: филология, история, антропология / под ред. М.Р. Балиной, В.Г. Безрогова, С.Г. Маслинской, К.А. Маслинского, М.В. Тендряковой, С. Шеридана. М.: Азимут; Нестор-История, 2011.
Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики / сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский, М.В. Ромашова. Пермь: Перм. Гос. ун-т, 2010.
Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова / сост. А.Ю. Веселова, С.Г. Леонтьева, М.Л. Лурье, К.А. Маслинский, А.А. Сенькина. СПб, 2009.
Учебный текст в советской школе: Сборник статей / сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский. СПб.; М.: Институт логики, когнитологии и развития личности, 2008.
«От… и до…». Юбилейный альманах в честь Е.В. Душечкиной и А.Ф. Белоусова / сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский. СПб., 2006.
Публикации:
From the Child’s Point of View. The Observer in Children’s Literature of the 1920s and 1930s // Historical and Cultural Transformations of Russian Childhood Myths and Realities / Ed. by M. Balina, L. Rudova, A. Kostetskaya. Routledge: New York, 2023. Pp. 40-54.
«Allemand, fasciste, hitlérien: l’image de l’ennemi dans la littérature de jeunesse des années 1950 aux années 2010» // Ethique et création dans l’espace littéraire slavophone / dans F. Corrado-Kazanski, L. Thibonnier-Limpek, I. Després (dir.). La Geste; Presses universitaires de Nouvelle-Aquitaine, 2023.
«Les pionniers-héros: galvaniser le passé dans le présent» // La légitimation du politique: histoire, mémoire, pouvoir / dans V. Kossov, Z. Taha (dir.). La Geste; Presses universitaires de Nouvelle-Aquitaine, 2023.
Плохая память или хорошая история? (о творчестве М. А. Гершензона) // Детские чтения. 2023. № 2 (024). С. 236-253. DOI: 10.31860/2304-
Маслинская С., Лучкина О. «Отряд талантливых детей» // Детские чтения. 2023. № 1 (023). С. 9-20. DOI: 10.31860/2304-
2022
Маслинская С.Г., Климас З.В. В. Бианки в книгах для чтения 1920-30-х гг. (о хрестоматизации творчества писателя) // #Ученичество. 2022. № 1. С. 54-62.
Предисловие к разделу «Дети и словесность для детей» // Душечкина Е. В. «Строгая утеха созерцанья! Статьи о русской культуре». М.: Новое литературное обозрение, 2022. С. 560-564.
О «детскости» в «Голубой чашке» А. Гайдара // Прекраснейшей: сборник памяти Елены Душечкиной / сост.: А.К. Байбурин, Е.А. Белоусова, С.К. Кульюс, С.Г. Маслинская, Н.Г. Охотин, А.В. Пигин. СПб.: Нестор-История, 2022. С. 369-377. DOI: 10.31754/4469-2068-6.41.
Смерть и утопия, или Неизбежный путь к расчеловечиванию «нового человека» // Шаги / Steps. Т. 8. № 3. 2022. С. 340–345. https:doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-340-345.
Маслинская С.Г., Маслинский К.А. В канон через тираж: о неравенстве доступа писателей к печати детских книг в советскую эпоху // Детские чтения. № 2 (022). 2022. С. 147-175. DOI: 10.31860/2304-5817-2022-2-22-147-175.
2021
«Как в детстве побывала»: мнемонические эффекты ресайклинга советской детской книги // Шаги / Steps. Т. 7. № 1. 2021. С. 151-167.
Память героев и память о героях в творчестве М. Гершензона // Гершензон М. А. Робин Гуд. С приложением фронтовых дневников и писем: [для сред. И старш. шк. возраста] / М. А. Гершензон; [ил. Алексей Капнинский]. М.: Издательский проект «А и Б», 2021. С. 322-327.
2020
Nat Pinkerton: A Missing Genre in Russian Children’s Literature // Bookbird: A Journal of International Children’s Literature. 2020. Vol. 58 (2). Pp. 25-33.
Немецкое влияние на педагогику чтения в России в первой трети XX века // Русско-немецкие контакты в детской литературе: XVIII—XX вв. / Отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2020. С. 353-372.
Предисловие // Русско-немецкие контакты в детской литературе: XVIII—XX вв. / Отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2020. С. 7-11.
Зообеллетристика начала ХХ в.: авангард и педагогика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 136-150.
О детском голосе, канарейках овсяночного напева и декабрьских праздниках (комментарий к рассказу В. Драгунского «Белые амадины») // Commentarii litterarum. Ad honorem viri doctissimi Valentini Golovin / отв. ред М. Л. Лурье. СПб.: Пушкинский Дом, 2020. С. 284-292.
“Be Always Ready!”: Hero Narratives in Soviet Children’s Literature // The Brill Companion to Soviet Children’s Literature and Film. Vol.: 2 / Ed. O. Voronina. Leiden; Boston: Brill, 2020. Pp. 250-302.
2019
Maslinskaya S., Maslinsky K. Educational, Literary and State Authorities and the Publishing Trajectories of Legacy Children’s Literature in Early Soviet Russia // ILCEA Revue de l’Institut des langues et cultures d’Europe, Amérique, Afrique, Asie et Australie. 2019. Vol. 36. DOI: https://doi.org/10.4000/ilcea.6903.
Почему Д.Н. Мамин-Сибиряк стал главным детским писателем (к проблеме становления канона русской детской литературы) // Детские чтения. 2019. № 1 (015). С. 9-25. DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2019-1-15-9-25.
Право на мобильность: траектории перемещения героев детской литературы 1920-х годов // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 140–150.
Детское чтение сквозь призму педагогики первой четверти хх в . (об истоках раннесоветской концепции читателя ) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 106-118. DOI: 10.15382/sturIV201954.106-118.
Насилие и травма в детской литературе 1941-1945 годов // Русская литература. 2019. № 2. С. 194-203.
2018
Les combattants de L’armée céleste contre les guerriers du Premier détachement: la poétique normative contemporaine de la littérature de jeunesse sur la guerre // La littérature de jeunesse russe et soviétique: poétique, auteurs, genres et personnages (XIXe-XXe siècles) / ed. by D. Caroli, A. Maître. Edizioni universita di Macerata, 2018. Pp. 289-302. (Biblioteca di «History of Education & Children’s Literature» 3).
Немец, фашист, гитлеровец: образ врага в детской литературе 1950-2010-х годов // Уральский филологический вестник. 2018. № 3. С. 181-190.
Наследство и наследственность: эволюция критики русской детской литературы 1910-1920-х годов // Revue des études slaves: 1917 en Russie. La philologie à l’épreuve de la Révolution Politique de la langue, évolutions disciplinaires, trajectoires individuelles. 2017. Vol. 88, No. 1/2. Pp. 237-255.
2017
Неутомимый борец со сказкой (критика детской литературы в трудах Н. Крупской) // Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 172-186.
L’enfant-héros, une lacune de la mythologie révolutionnaire // Le spectacle de la Révolution. La culture visuelle des commémorations d’Octobre / G. Haver, J.-F. Fayet, V. Gorin et E. Koustova (dir.). Lausanne: Antipodes, coll. «Univers visuels», 2017. P. 224.
Вольгаст и развитие отечественной теории детской литературы в 1910–1930-е гг. // Детские чтения. 2017. № 2 (012). С. 412-420.
«Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева в американской критике конца 1920-х гг. // Детские чтения. 2017. № 2 (012). С. 325-336.
«Мнимые биографии» советских детских писателей // AutobiografiЯ. 2017. № 6. Рp. 114-170.
2015
Михаил Абрамович Гершензон: профиль критика детской литературы в 1920–1930-е гг. // Детские чтения. 2015. № 2 (008). С. 65-76.
Новые чудовищные места: пионерский лагерь в современной детской литературе // Топографии популярной культуры: сб. статей / сост. А. Розенхольм, И. Савкина. М.: НЛО, 2015. С. 165-180.
2014
Нужен ли детский писатель? (к истории становления советской детской литературы) // Детские чтения. 2014. № 2 (006). С. 381-398.
Сборник изложений в начальной школе как палимпсеcт // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. ст. / под ред. В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой. М.: Издательство «Канон+», 2014. С. 308-323. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», вып. 16).
2013
«Дети раньше и теперь» в пионерской книге 1920-х годов // «Гуляй там, где все». История советского детства. Опыт и перспективы исследования. Т. 4. М.: РГГУ, 2013. С. 148-155.
Пионерская беллетристика vs. Большая детская литература // «Убить Чарскую…»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.): сборник статей / сост. и ред. М.Р. Балина, В.Ю. Вьюгин. СПб.: Алетейя, 2013. С. 231-245.
2012
Корней Чуковский // Детские чтения. 2012. № 2 (002). С. 58-75.
Еще раз о взрослом тексте в детской литературе (об одном неудачном эксперименте К. Чуковского) // Проблемы онтолингвистики-2012. Материалы международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А.Н. Гвоздева / отв. ред. Т.А. Круглякова. СПб.: Златоуст, 2012. С. 135-136.
«По пионерски жил, по-пионерски похоронен»: материалы к истории гражданских похорон 1920-х годов // Живая старина. 2012. № 3. С. 49–52.
2011
«Жизнь после смерти»: пионеры-герои в современной мультипликации // Конструируя детское: филология, история, антропология / под ред. М.Р. Балиной, В.Г. Безрогова, С.Г. Маслинской, К.А. Маслинского, М.В. Тендряковой, С. Шеридана. М.; СПб.: «Азимут»; «Нестор-История», 2011. С. 254-265.
Чтение советских детей: педагогика на службе идеологии // Библиотечное дело — XXI век: науч.-практ. сб. (21) / Рос. гос. б-ка. М., 2011. Вып. 1. С. 169-176.
2010
Мюнхгаузен в 1920-е гг.: к истории авантюрности в детской литературе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1 . С. 135-142.
«Из школы отчислить совсем»: приказы в школьной жизни // Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики. Пермь: Перм. Гос. ун-т, 2010. С. 85-97.
Как повяжешь галстук… (об одной детали гардероба советского ребенка) // Ребенок в истории и культуре: Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Вып. 4 / под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Библиотека журнала исследователь / Researcher, 2010. С. 259-283.
2009
Советский школьный костюм и повседневность детства // Актуальные проблемы современной фольклористики и изучения классического наследия русской литературы. СПб., 2009.
«На факте всё такое было или наврато?» (Мюнхгаузен в контексте детской литературы НЭПа) // Барон Мюнхгаузен и мюнхгаузениада. Daugavpils, 2009. С. 44-58.
«Он ведь с красным знаменем цвета одного»: материалы к истории одного шейного платка / «Теория моды (Одежда. Тело. Культура)». 2009. № 13. С. 238-257.
Юные ленинцы // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб., 2009. С.156-158.
Как повяжешь галстук // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов. К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб., 2009. С. 62-65.
2008
Песня и пение в пионерских ритуалах // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня: Сборник в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер. М., 2008. С. 421-431.
Дети и идеология: пионерский случай // Какорея. Из истории детства в России и других странах / сост. Г.В. Макаревич. Москва; Тверь, 2008. (Труды семинара РГГУ «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 1). С. 124-138.
Дискуссия о «живом слове»: к истории медиаобразования в советской школе // Неприкосновенный запас. 2008. № 2. С. 132-139.
Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды (Одежда. Тело. Культура). 2008. № 9. С. 47-79.
2006
Два великих дедушки // «От… и до…». Юбилейный альманах в честь Е.В. Душечкиной и А.Ф. Белоусова / сост. С.Г. Леонтьева, К.А. Маслинский. СПб., 2006. С. 11-36.
2005
«Кто шагает дружно в ряд?» // Живая старина. 2005. № 4. С. 27-31.
Суггестивность в массовой пионерской словесности: советские ценности в прагматике текста // Пушкин и Калиостро. Внушение в искусстве и в жизни человека: Материалы конференции. СПб., 2005. С. 125-135.
Жизнеописание пионера-героя: текстовая традиция и ритуальный контекст // Современная российская мифология. М.: РГГУ, 2005. С. 89-123.
2004
Пионер – всем пример // Отечественные записки. 2004. № 3. С. 249-259.
2003
Трудовое детство: концепт детского труда в советской периодике // Отечественные записки. 2003. № 3. С. 323-333.
Детский новогодний праздник: сценарий и миф // Отечественные записки. 2003. № 1. С. 242-256.
Петрушка или Петя-пионер? // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. М., 2003. С. 264-274.
Поэзия пионерских праздников // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. М., 2003. С. 28-41.
2002
Рассказы о «привиждениях» среди визионерских жанров // Сны и видения в традиционной культуре. Мифологический, религиозно мистический и культурно-психологический аспекты. М., 2002. С. 247-261.
2001
Город и турист: механизмы самопрезентации «классической» провинции // Провинция как реальность и объект осмысления. Тверь, 2001. С. 76-87.
2000
Нательный крест как предмет личного благочестия (к проблеме изучения народной религиозности) // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 39-52.
1998
Материалы о народном почитании крестов на Северо-Западе России // Антропология религиозности: Альманах «Канун». Вып.4. СПб., 1998. С. 376-386.
Главы в учебниках и методические публикации:
Антропологическое изучение семейного чтения: методическое пособие / сост. С.Г. Маслинская. СПб., 2021.
Корней Чуковский // Русская литература XX века. 1930-е – середина 1950-х годов: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования: в 2-х т. Т. 1. / под ред. Н. Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого и М.А.Литовской. М.: Издательский центр «Академия», 2014. С.350–363.
Неклассическая детская литература: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. СПб.: Издательство СПбГИК, 2015.
Традиционный и современный фольклор: учебно-методическое пособие. СПб., 2008.
Русский фольклор: учебная программа дисциплины // Учебные программы: Введение в литературоведение. Русский фольклор. Детская литература. Теория литературы. Теория и методика преподавания литературы. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2005. С. 17–29.