Статья А. А. Горелова.
Особым и необходимым звеном научной и организационной структуры Отдела народно-поэтического творчества является Фонограммархив — одно из ведущих этномузыковедческих хранилищ страны. Его цель — хранение звуковых материалов отечественного народоведения, систематическая запись образцов устного народного творчества и их изучение, пропаганда через издания (в том числе звуковые). В 1931 г. в Фонограммархиве были объединены крупнейшие фольклорные фонотеки Ленинграда и Москвы (в том числе коллекции бывшего Фонографического архива Библиотеки Императорской Академии наук) для их централизованного хранения и использования. Фонограммархив — единственное в России энциклопедическое собрание звуковых образцов из коллекций отечественного народоведения. Наряду с этими фондообразованиями России и зарубежья он сохраняет важную часть всемирного наследия устных традиционных культур.
Исторические коллекции Фонограммархива включены в Мировой регистр программы Памяти Мира ЮНЕСКО. Наиболее ранние записи относятся к 1889 г. Выполнены они практически в тот же период, что и звукозаписи старейших европейских фонограммархивов — Венского и Берлинского. Причем количество записей, относящихся к наиболее раннему периоду применения фонографа в фольклорно-собирательной практике (до 1910 г.), весьма значительно.
Исторические коллекции Фонограммархива отражают процесс развития устных традиций до воздействия на них урбанистических тенденций XX столетия. Эти материалы, составляя основу обширных публикаций, обеспечивают уникальными пополнениями издание Свода русского фольклора. Без звуковых свидетельств исторических коллекций многие составляющие некоторых культур (в особенности народов Сибири и Дальнего Востока) могли бы быть утрачены. Звуковые документы 1890—1930 гг., сохранив редчайшие образцы устного творчества, наиболее полно отражают стилистическое разнообразие народных культур, которое в современных записях представлено со значительными упрощениями.
В начале XX столетия благодаря академику А. А. Шахматову возник Фонографический архив Первого Славянского Отделения Библиотеки Императорской Академии наук. Основу фонда составили полевые записи на восковых цилиндрах академиков А. А. Шахматова и Н. С. Державина, дополненные записями магистра филологии Э. А. Вольтера — первого хранителя архива. Однако рабочая база Фонограммархива сложилась лишь в 1926 г. усилиями Е. В. Гиппиуса (ответственный хранитель с 1926 по 1944 г.) и З. В. Эвальд.
Официально хранилище звуковых фольклорных записей существует в системе Академии наук с 1931 г. С 1938 г. Фонограммархив — в составе Института русской литературы. В послевоенные десятилетия Фонограммархив пережил период «вторичного становления» (ответственные хранители — Ф. А. Рубцов, А. Н. Дмитриев, Ф. В. Соколов, Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов, ныне — Ю. И. Марченко). С 1971 г. Фонограммархив имеет статус Центрального фонда звукозаписей фольклора в Академии наук СССР с режимом матричной консервации коллекций.
Научный и культурный потенциал Фонограммархива обусловил его значение как постоянного источникового центра для исследований и публикаций. С 1983 по 1995 г. выпущена серия грампластинок «Из собрания Фонограммархива Пушкинского Дома» с полными текстами и нотировками мелодий. Две серии компакт-дисков: «Non-Russian Traditions», «Russian Folk Traditions» (осуществлены совместно музыковедами Ю. И. Марченко и А. Ю. Кастровым, инженерами звукозаписи В. П. Шиффом и Г. В. Матвеевым — 2000 г.) — новейшее крупное достижение Фонограммархива в популяризации уникальных фондовых записей фольклора.