(6.10.1969, Ленинград). В ИРЛИ с 1996 по 2023 год.
Ведущий научный сотрудник, профессор Высшей школы экономики (Санкт-Петербургское отделение), профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Профиль на eLibrary.ru

В 1986–1991 годах учился на отделении русского как иностранного филологического факультета Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова. В 1992–1993 годах учился во французском университетском колледже при Санкт-Петербургском государственном университете, D.E.R. (diplôme d’études et de recherche) по французской литературе и был аспирантом Словарного отделения Института лингвистических исследований РАН. В 1993–1994 годах учился в Провансальском университете (Франция), D.E.A. (diplôme d’études approfondies) по сравнительному литературоведению. В 1994–1996 годах – аспирант Отдела взаимосвязей русской и зарубежных литератур Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. В 1994–1998 годах учился в аспирантуре Провансальского университета (Экс-ан-Прованс); PhD. Тема диссертации «Le phénomène de la littérature de l’absurde en France et en Russie au 20ème siècle: Samuel Beckett et Daniil Harms».
С 1996 года работает в Институте русской литературы; с 2008 года — ведущий научный сотрудник. В 2006 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук «Философско-эстетические основы поэтики Даниила Хармса».
2015–2016 – Приглашенный исследователь Института углубленных исследований (Institut d’études avancées), г. Нант (Франция)
2016 – Приглашенный профессор Университета им. Блеза Паскаля, г. Клермон-Ферран, Франция.
2018 – Приглашенный профессор Университета г. Нант, Франция.
Область научных интересов: русско-французские интеллектуальные и литературные связи, русский символизм, русский авангард, литература абсурда, русская эмиграция во Франции, интермедиальная компаративистика, неогегельянство

Монографии
«Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета.  М.: Новое литературное обозрение, 2002.

 Составление, редактирование, комментарии
«Невыразимо выразимое»: Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / Сост., науч. ред. Д. В. Токарев. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

Даниил Хармс и его поэтическое творчество // Хармс Д. Я гений пламенных речей / Сост. Д. В. Токарев. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 5–22.

Благая весть Поля Клоделя // Клодель П. Благая весть Марии / Вступ. статья, сост. и комм. Д. В. Токарева. СПб.: Наука, 2006. С. 495–617 (Сер. «Литературные памятники»).

«Воображение мертво воображайте»: «Французская» проза Сэмюэля Беккета» // Беккет С. Никчемные тексты / Вступ. статья, сост. и комм. Д. В. Токарева. СПб.: Наука, 2001. С. 257–338 (Сер. «Литературные памятники»).

Авиация превращений: Поэзия Даниила Хармса // Хармс Д. Жизнь человека на ветру / Вступ. статья и сост. Д. В. Токарева. СПб.: Азбука-классика, 2000. С. 5–22.

Избранные статьи

2022
Французская литература в русских переводах. Проза // История русской переводной художественной литературы 1800–1825 гг.: очерки. СПб., 2022. С. 67–122.
«Способ говорить»: заумь и проблемы транскультурной коммуникации в парижских текстах Ильи Зданевича и Бориса Поплавского // Статьи о французской литературе: к 100-летию Л. Г. Андреева / Отв. ред.: О. Ю. Панова. М.: Литфакт, 2022. С. 365–381. http://lfizdat.ru/wp-content/uploads/2022/09/andreev_stati_o_francuzskoj_literature_blok.pdf
Фотографии (у) Александра Кожева: несколько размышлений // Новое литературное обозрение. 2022. № 3(175). С. 40–53.
DOI: 10.53953/08696365_2022_175_3_40

2021
«Hölderlin даст объяснение»: поэтическая мысль Фридриха Гёльдерлина и ее рецепция Борисом Поплавским // Русская литература. 2021. № 2. С. 194–210.
L’ingénieur Kirillov (Dostoïevski, les Démons), nihiliste hégélien chez Alexandre Kojève et Albert Camus // Revue des études slaves, t. XCII, fascicule 3-4, 2021, p. 599-614.

2020
«Долго-долго смотрел на неё»: эротическое и идеологическое в визуальной метафорике рассказа Глеба Успенского «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. № 5 (165). С. 63–82.

2019
«Гегель труден, но лучше, то есть ближе, не напишешь»: романы Бориса Поплавского как «гегелевский текст» русской литературы // Новое литературное обозрение. 2019. № 156. С. 41–59.
L’histoire, la politiqueet la mort dans le Journal d’un philosophe (1917-1920) d’Alexandre Kojève // Revue des études slaves. 2019. T. 90. № 1–2. P. 271–284.
Державин в гостях у Спинозы: мистика и поэтика Севера в «Сценах из жизни Спинозы» Николая Гронского // Scando-Slavica. 2019. T. 65. № 2. P. 192–211.

2018
«Le vent des pays sacrés du Nord»: la Belgique et la mythologie du Nord chez le poète émigré russe Nicolas Gronsky // Réception, transferts, images. Phénomènes de circulation littéraire entre la Belgique, la France et la Russie (1870–1940) / Sous la dir. Svetlana Cecovic, Hubert Roland, Laurent Béghin. Louvain-la-Neuve: Presses Universitaires de Louvain, 2018. P. 169–185.
«Диалектика свободы»: статья Бориса Поплавского «Личность и общество» в свете гегелевской диалектики господства и рабства и ее интерпретации Александром Кожевом // Литература и революция. Век двадцатый / Отв. ред. О. Ю. Панова. М.: Литературный факт, 2018. Вып. С. 113–130.
In «the Paradise of Friends»: Boris Poplavskii’s Novel, Homeward from Heaven, in the Light of Alexandre Kojève’s Seminar on Hegel // Slavonic and East European Review (London) 2018. Vol. 96. № 2. P. 181–207.

2017
«Lost in Translation»: les problèmes linguistiques et conceptuels aux séances du Studio franco-russe à Paris (1929–1931) // Colloqium Helveticum. Cahiers suisses de littérature générale et comparée (Bielefeld). 2017. № 46. P. 109–130.
«Реальное искусство» Даниила Хармса и формальный метод // Эпоха «остранения»: Русский формализм и современное гуманитарное знание. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 345–360.
«Их Бодлер». Восприятие Бодлера в русской эмиграции первой волны: Берберова, Адамович, Поплавский // По, Бодлер, Достоевский: Блеск и нищета национального гения. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 363–375.
Les auditeurs russes «inaperçus» (Gordin, Tarr, Poplavskij) du séminaire hégélien d’Alexandre Kojève à l’Ecole pratique des hautes études, 1933–1939 // Revue des études slaves (Paris). 2017. T. 88. № 3. P. 495–514.
«The astral fire of the most-pure Divine magic»: a portrait of the émigré poet Boris Poplavsky as a magus // Russian Literature (Amsterdam), 2017. Vol. 93–94 (Special issue «Magic and Russian Literature»). P. 267–289.

2016
«L’art est une lettre personnelle»: le discours autobiographique dans la fiction et les journaux intimes de Boris Poplavskij // Modernités russes (Lyon). 2016. № 16: La poétique autobiographique à l’Age d’argent et au-delà. P. 185–204.

2015
Les illuminations d’un Rimbaud russe : Boris Poplavsky et son Journal d’Apollon Bézobrazov // Revue de littérature comparée (Paris). 2015. № 1. P. 29–49.
Pierre Drieu la Rochelle à Moscou en 1935: enjeux politiques, problèmes de traduction // Revue d’histoire littéraire de la France (Paris). 2015. № 3. P. 693–707.
Escape from Utopia: The Metamorphoses of Utopian Dreams in the Russian Avant-Garde in Exile (Il’ya Zdanevich, Boris Poplavskii) // European Avant-Garde and Modernism Studies Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2015. Vol. 4. Utopia: the Avant-Garde, Modernism and (Im)Possible Life. P. 411–424.

2014
«“Regarder l’objet avec un œil nu”: le visuel et le verbal dans l’œuvre de Daniil Harms // Slavica Occitania (Toulouse). 2014. № 38. P. 15–37.
«Вот штука-то»: об отсутствии Казимира Малевича в стихотворении Даниила Хармса «На смерть Казимира Малевича» // 1913. «СЛОВО КАК ТАКОВОЕ»: К юбилейному году русского футуризма, СПб., 2014. С. 469–485.
«На дне парижского Иерусалима»: Париж в дневниках и романах Бориса Поплавского // Русская литература. 2014. № 1. С. 65–80.

2013
Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса («Мертвый Христос» Гольбейна–Достоевского и «Сикстинская мадонна» Рафаэля–Жуковского) // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М.: Новое литературное обозрение, 2013. C. 61–112.
О «бесконечном покое, зрении и памяти»: Сведенборг и Бальзак («Луи Ламбер», «Серафита») в «Серафите I» и «Серафите II» Бориса Поплавского // XVIII Лотмановские чтения: Россия и Франция XVIII–XX вв. М., 2013. С. 333–359.
Сравнительный метод на заседаниях Франко-русской студии в Париже (1929–1931) // Сравнительно о сравнительном литературоведении: транснациональная история компаративизма / Под ред. Е. Дмитриевой и М. Эспаня. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 213–221.

2012
«Les éléments descriptifs et narratifs dans deux ekphraseis russes (Le Christ au tombeau de Holbein–Dostoïevski et La Madone de Saint Sixte de Raphaël–Joukovski)» // Textimage. Revue d’étude du dialogue texte-image. 2012. Varia 3 (http://www.revue-textimage.com).
«Ничего не изменилось за две тысячи лет»: русская тема в творчестве Альфонса Мухи // Искусствознание. 2012. № 3–4. С. 376–389.
«Le coeur des saints est liquide»: физиология и метафизика сердца у Бориса Поплавского // «Zycie serca»: Duch – dusza – cialo i relacija Ja-Ty w literaturze i kulturze rosyjskiej XX–XXI wieku. Lublin: Uniwersitet Marii Curie-Sklodowkiej, 2012. P. 207–261.

2011
В поисках «центрального огня»: Борис Поплавский и Жерар де Нерваль // Актуальные проблемы изучения и преподавания русской литературы: взгляд из России – взгляд из зарубежья. СПб.: Скрипториум, 2011. С. 454–470.

2010
Озарения Безобразова (Б. Поплавский и А. Рембо) // Русская литература. 2010. № 2. С. 15–31.
Птица-тройка и парижское такси: «гоголевский текст» в романе «Аполлон Безобразов» Б. Поплавского // Гоголь и XX век. Материалы межд. конф. Будапешт, 5–7 ноября 2009 г. / Отв. ред. Ж. Хетени. Будапешт: Dolce Filologia, 2010. С. 231–239.
Борис Поплавский и «братья-сюрреалисты» // Судьбы литературы Серебряного века и русского зарубежья. СПб.: Петрополис, 2010. С. 364–376.
«Стояла следующая картина»: проблемы репрезентации визуального объекта в стихотворной пьесе А. Введенского «Очевидец и крыса» // Метаморфозы русской литературы. Белград: Филологический факультет, 2010. С. 285–293.
«Русская душа» и «esprit français»: обсуждение художественных и идеологических проблем на заседаниях Франко-русской студии в Париже (1929—1931) // К истории идей на Западе: «Русская идея». СПб.: Изд-во Пушкинского Дома; Петрополис, 2010. С. 457–478.
Россия у Сэмюэля Беккета / Сэмюэль Беккет в России // Художественный перевод и сравнительное изучение культур (Памяти Ю. Д. Левина). СПб.: Наука, 2010. С. 511–518.
«А ведь я обокрал Бульвера»: Ф. Сологуб и Э. Бульвер-Литтон // Ф. Сологуб: Биография, творчество, интерпретации. СПб.: Коста, 2010. С. 426–440.

2009
«Около Истории»: Борис Поплавский в идеологическом и политическом контексте // Авангард и идеология: русские примеры. Белград, 2009. С. 208–221.
Нарративные приемы репрезентации визуального в романе Б. Поплавского «Аполлон Безобразов» (глава «Бал») // Русская литература. 2009. № 4. С. 20–38.
Об одном способе репрезентации визуального у Бориса Поплавского (стихотворение «Рембрандт») // На рубеже двух столетий: Сб. в честь 60-летия А. В Лаврова. М., 2009. С. 729–733.

2008
Метафизика образа: Борис Поплавский и Джорджо Де Кирико // Sub specie tolerantiae. Сб. статей в память В. А. Туниманова. СПб., 2008. С. 494–503.
Ars poetica Бориса Поплавского (Поплавский и Малларме) // Литература русского зарубежья (1920–1940 гг.): взгляд из 20 века. СПб., 2008. С. 210–218.
Le rôle et les métamorphoses des quatre éléments dans «La Nausée» de Sartre et «La Fin» de Beckett // Samuel Beckett today/aujourd’hui. Amsterdam, 2008. № 20. P. 233–241.

2007
«Демон возможности»: Борис Поплавский и Поль Валери // Русские писатели в Париже. Взгляд на французскую литературу, 1920–1940. М., 2007. С. 366–382.
Чинари // Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ, 2007. С. 520–524.

2006
Россия в жизни и творчестве Гийома Аполлинера и Андре Сальмона // Вестник истории, литературы и искусства. М., 2006. Т. 2. С. 184–195.
Как пройти сквозь стену (Гийом Аполлинер, Юрий Владимиров, Даниил Хармс, Марсель Эме) // Новое литературное обозрение. 2006. № 80. С. 145–169.
L’absurde et les stratégies narratives chez Samuel Beckett et Daniil Harms // Amsterdam International Electronic Journal for Cultural Narratology (AJCN). 2006. № 3, Autumn (http:// www.fgw.uva.nl/narratology).
Сэмюэль Беккет и Жан-Поль Сартр // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в философии, литературе, политике. СПб., 2006. С. 197—211.
Samuel Beckett et la Russie // Samuel Beckett today/aujourd’hui. Amsterdam, 2006. № 17. Р. 83–96.

2005
Михаил Булгаков и Федор Сологуб // Русская литература. № 3. 2005. С. 38-72.
Даниил Хармс и Густав Майринк // Русская литература. 2005. № 4. С. 35–53.

2004
Словарь как выражение алогичного восприятия мира // Превратности выбора. Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М.: РИО МГК, 2004. С. 88–98.
Король Георгий Сергеевич Триродов и его «насыщенное бурями» королевство // Эротизм без берегов. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 168–208.
Федор Сологуб и Огюст Вилье де Лиль-Адан // Русская литература. 2004. № 1. С. 217–225.

2003
Толстой и Достоевский в восприятии Натали Саррот // Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада. СПб., 2003. С. 224–233.
«Скрещенье жестоких, разнузданных воль»: Федор Сологуб между Мазохом и Садом // Вожди умов и моды…Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб., 2003. С. 259–307.
Рисунок как слово в творчестве Даниила Хармса // Русская литература. 2003. № 3. С. 57–69.

2001
Крушение одной империи: Россия в воспоминаниях послов держав Антанты // Дипломаты-писатели; писатели-дипломаты. СПб., 2001. С. 244–258.

2000
Поэтика насилия: Даниил Хармс в мире женщин и детей // Russian studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 2000. Т. 3. № 3. С. 35–91.
От «некоторого равновесия с небольшой погрешностью» к абсурдной логике бытия: Семиотический подход к рукописям Даниила Хармса // Языки рукописей. СПб.: Канун, 2000. С. 232–246.

1999
Существует ли литература абсурда? // Русская литература. 1999. № 4. С. 26–54.

1996
Апокалиптические мотивы в творчестве Даниила Хармса (в контексте русской и западноевропейской эсхатологии) // Россия, Запад, Восток: встречные течения. СПб.: Наука, 1996. С. 176–197.

1995
Даниил Хармс: философия и творчество // Русская литература. 1995. № 4. С. 68–93.