Научный сотрудник,
кандидат филологических наук, доцент
ELibrary.ru
Academia.Edu
ORCID: 0000-0002-2771-3081
E-mail: inna_antipova@bk.ru

Образование:
1995 г.: Санкт-Петербургская государственная Академия культуры и искусств,  специальность «Библиотековедение и библиография»;
2003 г.: аспирантура Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Ученая степень: кандидат филологических наук, тема диссертации: «Образовательная книга для детей в России во второй половине XVIII века: вопросы издания и типологии» (2003, СПбГУКИ, Санкт-Петербург).

Профессиональная деятельность:
2017 — н.в.: научный сотрудник Центра исследований детской литературы ИРЛИ РАН.

Сфера научных интересов:
история детской литературы XVIII века; история русской детской литературы; теория детской литературы; массовая литература «young adult»

Проекты и гранты:
Педагогические концепции гендерной социализации в русской детской литературе.
Педагогические идеи в детской литературе России и Германии.
«Воспитание нового читателя: литература для детей в педагогической критике и цензуре (1864-1934)».

Публикации:

«Бесы так и роились»: чужой в детской беллетристике Юлия  Вознесенской // Детские чтения. 2023. № 2 (024). С. 447-470. DOI: https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-2-24-447-470.

Исторический нарратив в детской литературе: взгляд критиков (1901–1940 годы): [приложение к журналу «Детские чтения» 2023 № 2 (024)] // Детские чтения. 2023. № 2 (24). С. 434-768. URL: https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/604/594.

2022

От Весны к Виллисе: Светлана в советской детской литературе 1950-х — 1980-х гг. // Прекраснейшей: сборник памяти Елены Душечкиной / сост.: А.К. Байбурин, Е.А. Белоусова, С.К. Кульюс, С.Г. Маслинская, Н.Г. Охотин, А.В. Пигин.  СПб.: Нестор-История, 2022. С. 398-408. DOI: 10.31754/4469-2068-6.44.

2021

Споры о сказке в дореволюционной педагогической критике: [приложение к журналу «Детские чтения» 2021 № 1 (019)] // Детские чтения. 2021. № 1 (019). С. 437-880. URL: https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/482

2020

Детские книги – плохие и хорошие: дискуссии критиков 1890–1920-х гг. // Детские чтения. 2020. № 1 (017). С. 11–19. DOI:  https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-11-19.

Немецкие авторы – русским детям: немецкая переводная книга для детей в России в последней трети XVIII века // Русско-немецкие контакты в детской литературе XVIII-ХХ веков /  отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: Росток, 2020. С. 397-445.

Алейник Л., Сергиенко И. «Романы для девочек» — читать или не читать? // Школьная библиотека: сегодня и вчера. 2020. № 12. С. 4–11.

Сводный список русских книг для детей и юношества, написанных немецкими авторами или переведенных с немецкого языка: 1750–1800 гг.: // Русско-немецкие контакты в детской литературе: XVIII—XX вв. / Отв. ред. С. Г. Маслинская. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2020. С. 520-539.

«Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре» (из комментария к пьесе Евгения Шварца «Снежная королева») // Commentarii litterarum. Ad honorem viri doctissimi Valentini Golovin / отв. ред. М. Л. Лурье. СПб.: Пушкинский Дом, 2020. С. 293-299.

Hans Christian Andersen as a Children’s Writer, as Reflected in Russian Criticism from the Latter Half of the Nineteenth Century to 1917 // Hans Christian Andersen in Russia / Ed. by M.S.Jessen, M.Balina, B.Hellman and J.Norregaard Frandsen. Odense: University Press of Southern Denmark, 2020. Pp. 77–120.

Andersiana in Soviet and Post-Soviet Russia: An Overview // Hans Christian Andersen in Russia / Ed. by M.S. Jessen, M. Balina, B. Hellman and J. Norregaard Frandsen. Odense: University Press of Southern Denmark, 2020. Pp. 457–474.

2019

«Формула Крапивина»: сюжетная модель реалистической прозы Владислава Крапивина 1960-1980-х гг. // Сюжетология и Сюжетография. 2019. Вып. 2. С. 5-19.

2018

Педагогические концепции XVIII века и проблемы гендерной социализации девочек-подростков в постсоветский период: «Отеческие советы моей дочери» И.-Г. Кампе (1789) и журналы «Маруся» // Уральский филологический вестник. 2018. № 2. С. 139-152.

«И вела я жизнь цивильную, как вдруг…»: история прочтения романа Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» в России // История русского читателя: Сб. ст. Вып. 5. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2018. С. 138-163. (Труды СПбГУКИ, Т. 187).

2017

Мария Константиновна Цебрикова: строгий критик  // Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 151-159.

Немецкие авторы – русским детям: опыт библиографии детской книги второй половины XVIII века // Детские чтения. 2017. № 2 (012). С. 382-411.

2016

“Horror” Genres in Modern Russian Children’s Literature // Russian Studies in Literature . 2016. Vol. 52. Issue 2: Russian Children’s and Young Adult Literature. Pp. 171-189. DOI: https://doi.org/10.1080/10611975.2016.1243381.

2015

«Смерть героя: сюжет о гибели ребенка в детской литературе XVIII века // Детские чтения. 2015. №  1 (007). С. 112-127.

Концепции педагогической критики XIX века в истории изучения детской литературы  // Детские чтения. 2015. № 2 (008). С. 76-95.

2011

Андрей Ефремов: биобиблиографическая статья // Литературный Санкт-Петербург: ХХ век: Энциклопедия. Т. 1. / ред. и сост. О. В. Богданова. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011.

«Киплинговский след» в цикле романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере // Конструируя детское: филология, история, антропология.  М.-СПб., 2011. С. 95-112.

Главы в учебниках и методические публикации:

Сергиенко И.А. Фэнтези и героический эпос: цикл романов о Гарри Поттере и эпическая поэма «Беовульф»: методическое пособие. СПб.: ЛОДБ, 2022.

Сергиенко И.А., Егорова Л.О., Алейник Л.Н. «Мир в картинках»: графический роман для детей и юношества: Аннотированный рекомендательный библиографический указатель.  СПб.: ЛОДБ, 2022.

Сергиенко И., Алейник Л. «Книги о подростках и взрослении: 2014-2019 годы»: аннотированный рекомендательный указатель. СПб.: ЛОДБ, 2019.