2022 год

● Отец и сын Набоковы: «встреча» архивов на берегах Невы

На выставке демонстрируются материалы из собраний Рукописного отдела, Литературного музея Пушкинского Дома, а также Отдела БАН при ИРЛИ РАН. Некоторые экспонаты поступили на хранение в составе швейцарского архива В. В. Набокова в 2021 г., в то время как другие уже много лет находятся в фондах указанных подразделений Института. Представляемая выставка ‒ это попытка объединить некогда разрозненные материалы семьи Набоковых.
28 марта 2022 г. исполнилось 100 лет со дня кончины Владимира Дмитриевича Набокова, чьей памяти также посвящена экспозиция. Она объединяет уникальные документы, фотографии, печатные издания, связанные с общественно-политической деятельностью В. Д. Набокова и частной жизнью членов его семьи. Организаторы выставки стремились уйти от стереотипного восприятия Набокова-старшего как лишь отца выдающего писателя, политического деятеля, одного из лидеров партии «кадетов», трагически погибшего от пуль, предназначавшихся П. Н. Милюкову. В. Д. Набоков обладал необычайно широким кругом интересов и занятий, был незаурядным человеком, оказавшим огромное влияние на формирование личности сына ‒ будущего писателя Владимира Набокова.

Сроки проведения:
21 —22 июля 2022 ( в рамках Набоковских чтений — 2022) Большой конференц-зал/
26 октября — 19 ноября 2022 (в рамках Набоковского семинара) Большой конференц-зал


● «По страницам “Зеленой Змеи”»: К 140-летию со дня рождения Маргариты Васильевны Сабашниковой (Волошиной)

С 25 июля 2022 года в Большом конференц-зале Пушкинского Дома открывается выставка «По страницам “Зеленой Змеи”: К 140-летию со дня рождения Маргариты Васильевны Сабашниковой (Волошиной)».
М. В. Сабашникова (1882 – 1973) – художница, антропософ, литератор, мемуаристка. В 1900 – 1910-е годы Сабашникова приобрела известность своей портретной живописью. Была первой женой поэта и художника Максимилиана Александровича Волошина (1877 – 1932). С 1905 года она – участница антропософского движения, ученица Рудольфа Штейнера. С её именем связано становление и развитие антропософской живописи. В 1914 – 1917 годах участвовала в строительстве и росписи куполов Первого Гётеанума в швейцарском Дорнахе. В 1922 году эмигрировала в Германию, где ею был создан ряд монументальных произведений на евангельские сюжеты. В немецких периодических изданиях были опубликованы её воспоминания, позднее включенные в книгу «Die grüne Schlange» / «Зелёная Змея» (первое издание – 1954 г.). Перевод книги на русский язык с обширным комментарием был осуществлен в 1960 – 1975 годах Марией Николаевной Жемчужниковой.
На выставке будут представлены дневники, письма, фотографии из собраний Рукописного отдела Пушкинского Дома, которые отражают события жизни и творчества М. В. Сабашниковой. 25 июля в течение одного дня будет экспонироваться картина М. В. Сабашниковой из частного собрания «Мальчик и лев (по “Новелле” Гёте)».
На выставке будут также представлены материалы из частного собрания и коллекций Пушкинского Дома, относящиеся к биографии и литературной деятельности М. Н. Жемчужниковой (1899 – 1987) – переводчицы, участницы антропософского движения, мемуаристки.

Выставка продлится до 13 октября 2022 года.


● «Сию книгу писал…»: средневековая письменная традиция по материалам Древлехранилища Пушкинского Дома.

1 июня 2022 года в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН открывается выставка: «Сию книгу писал…»: средневековая письменная традиция по материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. Экспозиция основана на уникальном собрании, большая часть которого была сформирована в ходе археографических экспедиций Пушкинского Дома, открывших феномен живого бытования письменных традиций в старообрядческой среде. Выставка продлится до конца 2022 года. Пресс-релиз


● Точка отсчёта: юбилейная пушкинская выставка 1899 года как прообраз Пушкинского Дома» в рамках акции «Ночи музеев-2022»

Выставка, открытая в Большом Конференц-зале Пушкинского Дома посвящена первому и самому масштабному выставочному проекту Императорской Академии наук, послужившей импульсом к созданию Пушкинского Дома, впоследствии Института русской литературы РАН.
Пушкинская выставка открылась 6 мая 1899 г. в парадных залах здания Академии наук. На ней экспонировались около 800 единиц изобразительных и документальных материалов из частных, ведомственных и императорских коллекций, включавших портреты Пушкина и его современников, личные вещи поэта, виды мест, связанные с его жизнью и творчеством, редкие прижизненные и юбилейные подарочные издания его произведений, а самое главное (и бесценное) — 193 оригинальных рукописи поэта — автографы его стихотворений и письма к родным и близким. Устроителями выставки были вице-президент ИАН, академик Леонид Николаевич Майков, литературовед и исследователь русского фольклора, младший брат поэта Аполлона Майкова, и будущий старший учёный хранитель и фактический создатель Пушкинского Дома Борис Львович Модзалевский (1874-1928), в то время совсем юный сотрудник Академии наук. Работа над пушкинской выставкой навсегда определила область научных интересов Модзалевского, благодаря чему к середине 1900-х годов он становится одним из ведущих пушкинистов и археографов своей эпохи.

Большая часть экспонатов Пушкинской выставки 1899 г. после революции оказалась в Пушкинском Доме, но в 1953 г. 2/3 пушкинской коллекцииии было передано в только что основанный Всесоюзный (ныне — Всероссийский) музей А. С. Пушкина на Мойке, 12. Однако в собрании Литературного музея и Библиотеки ИРЛИ до сих пор хранится часть материалов, экспонировавшихся в 1899 г., часть из которых экспонировались на выставке.

Выставка открыта с 21 мая по 10 июня 2022 года.