Скульптурный портрет писателя работы Михаила Фёдоровича (Моисея Фебовича) Блоха
Бюст Горького создан скульптором в революционном Петрограде в конце 1917 – начале 1918 годах. После Октябрьской революции Горький вел большую общественную и правозащитную работу по спасению культурных ценностей и защите старой русской интеллигенции от большевистских репрессий. В издаваемой им самим газете «Новая жизнь» публиковал редакторские колонки, позже сформированные в две книги – «Несвоевременные мысли» и «Революция и культура», в которых открыто критиковал большевистский режим.
Скульптору великолепно удалось передать сложные противоречивые переживания, обуревавшие писателя в дни революции. Яркое описание внешнего и внутреннего состояния Горького оставила в ноябре 1917 года в своем «Дневнике» З. Н. Гиппиус: «Днем был митинг. Протест против удушения печати. <…> Горький не приехал, сославшись на болезнь. А на подъезде мы его встретили <…> — угрюмого, враждебного, черного, но здорового. Не преминули попрекнуть. Но, я думаю, он боится. Боится как-то внутренне и внешне…». Именно таким и изобразил писателя Блох.
После Октябрьской революции Горький неоднократно оказывал покровительство Пушкинскому Дому: способствовал передаче ценных архивных и музейных материалов, ходатайствовал о предоставлении денежных субсидий на приобретение коллекций; в 1918 году передал часть своего личного архива. С 24 марта 1935 года и до конца жизни являлся директором Пушкинского Дома. С начала 1920-х годов Литературный музей начал собирать иконографию Горького и других советских писателей, благодаря чему в его коллекцию был приобретен и портрет, созданный М. Ф. Блохом.