Семейные фотографии Льва Николаевича Толстого

23 сентября 1862 года Лев Николаевич Толстой женился на Софье Андреевне Берс, второй дочери врача Московской дворцовой конторы Андрея Евстафьевича Берса. У Толстых родилось тринадцать детей, пять из которых умерли в детстве.

За 48 лет совместной жизни в семье появились свои традиции, одна из которых была фотографироваться каждую годовщину свадьбы. В коллекции Литературного музея Пушкинского Дома хранятся такие «свадебные» снимки 1896, 1905 и 1910 годов, сделанные самой Софьей Андреевной. Она настраивала свой фотоаппарат «Kodak», а потом быстро подходила к мужу. Последний снимок 1910 года был сделан за полтора месяца до смерти писателя.

С.А. Толстая. Л.Н. Толстой с женой. 1896, 1905 и 1910. Ясная Поляна.

С.А. Толстая очень увлекалась фотографией. Любила снимать дом и окрестности Ясной Поляны, своих детей и внуков. В Литературном музее сохранился альбом фотографий «Из жизни Л.Н.Толстого» с надписью «Снимки исключительно Гр. С.А.Толстой».


Фотография И.С. Тургенева

В экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома вы можете увидеть фотографию Тургенева, представляющую один из малоизвестных фактов его биографии.
Иван Сергеевич был доктором гражданского права в Оксфордском университете и первым писателем-романистом, удостоившимся такой чести!

А. Либер. И.С. Тургенев в мантии и шапоче почетного доктора Оксфордского университета. 1879. Париж.

Вот, как он описывает ритуал «производства в доктора» в своем письме к Павлу Васильевичу Анненкову (историк литературы и критик) от 24 июня 1879 года:
«… Нас было 9 новых докторов в красных хитонах и четвероугольных шапках… народу было пропасть… такой же доктор представлял нас поочередно вице-канцлеру — предварительно возвеличивая каждого в латинской речи; студенты и публика хлопали — вице-канцлер принимал нас также по-латыни, жал руку — и мы шли садиться на наши места».
В письме к Борису Александровичу Чивилеву (парижский корреспондент одесской газеты «Правда») от 24 июня 1879 года он сообщил не без гордости, что ему аплодировали больше, чем всем остальным. Относительно же «хитона» шутливо заметил, что он пригодится ему для домашней игры в шарады. О том же написал он своему другу Александру Васильевичу Топорову в письме от 2 июля. Под одним из тогдашних писем к Михаилу Матвеевичу Стасюлевичу (историк и публицист) он подписался: «Иван Тургенев D(octor) C(ommon) L(aw)».