В постоянной экспозиции Литературного музея экспонируется живописный портрет Антона Павловича Чехова работы художника Н. И. Кравченко
История создания портрета весьма любопытна. Чехов приехал в Петербург зимой 1895 года по настоянию редактора и издателя газеты «Новое время» Алексея Сергеевича Суворина. Для того, чтобы писатель мог продуктивно работать в Петербурге Суворин согласился предоставить ему свой собственный кабинет в квартире в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова, д. 6). С молодым художником Николаем Ивановичем Кравченко (1867-1941), также сотрудничавшим с газетой «Новое время», Чехов познакомился, вероятно, 8 февраля 1895 года во время благотворительного маскарада в Мариинском театре, организованного Обществом для пособия нуждающимся сценическим деятелям.
По воспоминаниям Федора Федоровича Фидлера, педагога, создателя частного Литературного музея в Петербурге, Чехов позировал Кравченко в квартире Сувориных в Эртелевом переулке: «Вчера (10 февраля 1895 года – Е. К.) в час дня <…> собрались мы у Чехова, он живет в кабинете Суворина. В тот момент, когда я пришел, его писал какой-то молодой художник». Создание наброска портрета заняло не больше трех-четырех сеансов: уже 16 февраля 1895 года Чехов покинул Петербург…
Портрет экспонировался в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства на выставке «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» (14 ноября 2020-12 февраля 2021).
Лев Толстой в «комнате под сводами» в Ясной Поляне
Илья Ефимович Репин является автором целой галереи портретов Льва Николаевича Толстого, включающей живописные, графические и скульптурные изображения. Многие из них хранятся в Литературном музее Пушкинского Дома, в собрание которого они попали в 1931 году из упраздненного Толстовского музея.
Музей этот был открыт в Петербурге в марте 1911 года через четыре месяца после смерти писателя усилиями почитателей его таланта, в числе которых был и Репин, передавший туда несколько портретов Толстого своей работы. Однако, этот портрет передал в Толстовский музей не Репин.
Дружба писателя и художника началась в октябре 1880 года, когда Толстой, одобрительно следивший за творчеством Репина, сам пришел в его московскую мастерскую в Большом Трубном переулке. С этого времени живописец становится частым гостем в доме Толстых в Москве и в Ясной Поляне.
Летом 1891 года, во время очередного приезда в Ясную Поляну, Репин создает портрет Толстого за работой в так называемой «комнате под сводами» – полуподвальном помещении бывшей кладовой яснополянского дома, оборудованной под кабинет самим писателем в 1860-е годы. Аскетичная обстановка «комнаты под сводами» – простые беленые стены, скромная мебель, расставленные и развешанные орудия труда (коса, лопата, пила) – поражала гостей Ясной Поляны.
Эту комнату Толстой особенно любил за уединенность и тишину, которые были так необходимы ему во время сосредоточенной работы над литературными текстами. Здесь в начале 1860-х годов он работал над романом-эпопеей «Война и мир», а в 1880-е и 1890-е над трактатом «Так что же нам делать?», романом «Воскресение» и драмой «Власть тьмы».⠀
Восхищенный картиной критик Владимир Васильевич Стасов страстно уговаривал коллекционера Павла Михайловича Третьякова приобрести полотно для его знаменитой Третьяковской галереи, поскольку оно, по словам Стасова, представляет собой «изображение с натуры великого писателя, занятого своим писанием» (Описание материалов Пушкинского Дома. М.-Л.,1954. Т. III. Л. Н. Толстой. С.13).
К огорчению критика, Третьяков отказался приобрести картину. В 1892 году она была приобретена у Репина политическим деятелем и поэтом Михаилом Александровичем Стаховичем, завещавшим ее Толстовскому музею.
Портрет великого князя Константина Константиновича
В Литературном музее ИРЛИ хранится собрание портретов и мемориальных вещей великого князя Константина Константиновича Романова (1858–1915), внука императора Николая I, двоюродного дяди императора Николая II, президента Императорской Академии наук (1889–1915), председателя Комиссии по постройке памятника А. С. Пушкину в Петербурге (1899–1915). Талантливый поэт, писавший стихи под псевдонимом К. Р. (Константин Романов), драматург, переводчик, музыкант, режиссер, состоявший в переписке со многими известными литераторами и деятелями культуры своего времени (Ф. М. Достоевским, И. А. Гончаровым, А. Н. Майковым, А. А. Фетом, Я. П. Полонским и др.), великий князь сыграл важную роль в организации празднования 100-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина в 1899 году, а в 1905 году горячо поддержал идею устройства в Петербурге учреждения, посвященного изучению жизни и творческого наследия поэта – будущего Пушкинского Дома, августейшим покровителем которого он был до конца своей жизни.
⠀
Портреты, мемориальные вещи, библиотека и часть художественной коллекции великого князя поступили в Пушкинский Дом в 1920-е годы из принадлежавшего ему до революции Мраморного дворца. Среди них и живописный портрет Константина Константиновича кисти художника Александра Михайловича Леонтовского.
Великий князь изображен сидящим за письменным столом в своем кабинете в Константиновском дворце в Стрельне. Одетый в простой черный френч без знаков отличия, он представлен как вдохновенный поэт, на минуту оторвавшийся от литературных трудов и в задумчивости пристально глядящий на зрителя. Перед ним открытая книга, представляющая собой подарочное издание «Трагедии о Гамлете, принце Датском», талантливый перевод которой Константин Константинович выполнил в 1899 году. В правом верхнем углу подпись художника, зафиксировавшего дату окончания портрета: «Стрљльна. 29 iюня 1906 года. А. Леонтовскiй».
⠀
Портрет, по праву считающийся одним из лучших прижизненных изображений К. Р., находится в постоянной экспозиции Литературного музея ИРЛИ.
Александр Михайлович Леонтовский (1865–1928) – живописец и график, сын кадрового военного из Полтавы. С 1885 года — вольнослушатель Петербургской Академии художеств, с 1888-го – постоянный ученик. Окончил Академию в 1894 году в звании классного художника 3-й степени. В 1909 году Леонтовский вместе с женой, художницей С. И. Блонской, переехали в Таганрог, где в 1910 году супруги открыли художественную школу, в которой преподавали до 1927 года.
Живописный портрет из Пушкинского Дома второй портрет Константина Константиновича, исполненный Леонтовским, первый, 1901 года, находится в Артиллерийском музее в Петербурге. По-видимому, великий князь покровительствовал художнику, происходившему из военной семьи, поскольку в 1906 году он заказал ему портрет своей супруги, великой княгини Елизаветы Маврикиевны, хранящийся ныне в Омском музее имени М.А. Врубеля. ⠀