26 номер «Детских чтений» посвящен изучению репрезентации географического пространства в детской литературе. Примеры различных подходов к изображению географического пространства хорошо демонстрируют, от каких обстоятельств зависит «наведение на резкость». Это могут быть не только идеологические колебания, когда при различных политических обстоятельствах разительно меняется репрезентация одного и того же географического объекта или этнографического факта, когда экзотизирующий взгляд чередуется с иным, предполагающим заинтересованность в другом пространстве / человеке и уважение к нему, а затем вновь возвращается прежняя настороженность и отторжение. Могут влиять и жанровые ограничения изданий для детей: конструктивные и содержательные особенности серийных изданий задают довольно жесткие рамки при отборе географического материала и его подаче. В «географическом» выпуске «Детских чтений» представлены исследования этих и других аспектов изображения литературного пространства в произведениях для детей.

Опубликован: 2024-12-18

Полная версия номера

От редакции

Архив

«СТРЕМЛЕНИЕ К МИРОВЕДЕНИЮ»: ДИСКУССИИ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКОВ
Анна Димяненко, Елена Казакова

К ВОПРОСУ О КНИГЕ В ЖИЗНИ НАШИХ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (1891)
Александра Калмыкова

БЭП (ОПЫТ ХАРАКТЕРИСТИКИ) (1930)
А. Кормилина

 О ВЫСТАВКЕ ДЕТСКОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КНИГИ (1938) 
Николай Дмитриев

Исследования

 ОБЖИВАНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И УЧЕБНОЙ КАРТОГРАФИИ 1920–1930-Х ГОДОВ 
Елена Казакова

 ЛАНДШАФТ СОВЕТСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1930-Х ГОДОВ 
Ольга Илюха

 ОТ РИТОРИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ К ПРАГМАТИКЕ ОСВОЕНИЯ: ОБРАЗЫ ЭТНИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СЕРИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ (1927–1929) 
Наталья Черняева

 «НАМ НЕ НУЖЕН ВЫМЫСЕЛ»: КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРИИ «УРАЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА ЗАНИМАТЕЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ» (1936–1939) 
Юлия Подлубнова

 НОВЫЙ ПОДХОД К ИЗОБРАЖЕНИЮ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 
Нина Барковская

 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ В ЕЖЕГОДНИКЕ «ГЛОБУС» (1930–1980-Е ГОДЫ) 
Елена Корвацкая

 ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ: ОБЫДЕННЫЕ И НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В ПРОЗЕ Н. НОСОВА 1940–1950-Х ГОДОВ 
Ирина Савкина

 «РАСХОДЯЩИЕСЯ ТРОПКИ» КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИИ КНИГ-ИГР «ВЫБЕРИ СЕБЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ») 
Дина Шулятьева

 ПУТЕШЕСТВИЕ И ПУТЬ В «САГЕ О ВЕТРОКРЫЛАХ» ЭНДРЮ ПИТЕРСОНА 
Валентина Сергеева

 ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАХСТАНА В 1950-Е ГОДЫ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ 
Майсара Бекмагамбетова, Замзагуль Шахаман

 «ВЕСТИ ИЗ ЛЕСА» — СОВЕТСКИЙ РАДИОПРОЕКТ И ПРОГРАММА ЖИЗНИ 
Марина Костюхина

Рецензии

 ДЖАННИ РОДАРИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: СЛОЖНАЯ ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ. РЕЦ. НА КН.: АЛЬБОРГЕТТИ К. ДЖАННИ РОДАРИ И ЕГО АНГЛИЙСКИЕ ЧИТАТЕЛИ. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. РИМ: ARMANDO EDITORE, 2023 
Валерия Илюминати

 ТЕЗАУРУС ПОЗДНЕСОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ПЕРИОДИКИ. РЕЦ. НА: ДУБРОВСКАЯ Т. В., МУСОРИНА О. А., ВИДИНЕЕВА Н. Ю., БЛОХИНА Я. А. МЕДИАТИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ЖУРНАЛАХ «ПИОНЕР» И «КОСТЁР» (1970–1980-Е ГГ.). ПЕНЗА, 2023 
Светлана Маслинская

 «ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ КАЖДОГО ДНЯ»: КАЛЕНДАРЬ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО И СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА. РЕЦ. НА КН.: КОСТЮХИНА М. КРУГЛЫЙ ГОД: ДЕТСКАЯ ЖИЗНЬ ПО КАЛЕНДАРЮ. М.: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2024 
Валентин Головин

Обзоры

 ХРОНИКА ЗАСЕДАНИЙ «ДЕТСКОГО СЕМИНАРА» КАК ЗЕРКАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
Ольга Лучкина

Конференции

 РЕТРАНСЛЯЦИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ ТРЕНТО 
Антонио Биббо, Франческа Лорандини