Словесность и история. № 4. 2024
Slovesnost’ i Istoriia № 4. 2024
DOI 10.31860/2712-7591-2024-4-65-77
Грачева Алла Михайловна
д-р филол. наук, гл. научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)
ichnelat@rambler.ru
Резюме
В статье кратко намечены основные направления исследования актуальной темы «Александр Пушкин и Алексей Ремизов». Ее историко-биографический аспект подразумевает изучение истории знакомства Ремизова с наследием поэта и выявление роли произведений Пушкина в жизни писателя. Теоретико-литературный аспект включает в себя рассмотрение частотности и роли цитат из текстов Пушкина в творческом наследии Ремизова, а также анализ того, в какой степени произведения поэта повлияли на ремизовскую концепцию художественного творчества; каково было отношение писателя к так называемому «пушкинскому направлению» в русской литературе. Рассмотрение неомифологического аспекта подразумевает изучение вопросов о том, насколько индивидуален ремизовский миф о Пушкине и как он претворяется в его творчестве. В итоге сделаны выводы о значительном влиянии наследия А. С. Пушкина на формирование ремизовской «теории русского лада». В борьбе за нее Ремизов противопоставляет творчество и художественные идеи самого Пушкина языковым концепциям его поздних последователей (В. Брюсова, М. Кузмина, Г. Адамовича и др.), делая поэта одним из предшественников утверждаемой им теории воссоединения устной и письменной культур русского народа.
Ключевые слова: Пушкин, Ремизов, русский авангард, теория русского лада
Alla M. Gracheva
Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russia
ALEXANDER PUSHKIN IN THE ARTISTIC WORLD OF ALEKSEI REMIZOV: AN INTRODUCTION TO THE TOPIC
Abstract
The article outlines the main directions of research on the topic “Alexander Pushkin and Aleksei Remizov.” A historical and biographical approach entails a study of the history of Remizov’s acquaintance with Pushkin’s works and an evaluation of their role in Remizov’s life. A theoretical approach examines the frequency and role of quotations from Pushkin’s texts in Remizov’s creative writings and assesses the extent of the influence that the poet’s works had on Remizov’s concept of artistic creativity. Moreover, this approach analyzes Remizov’s attitude towards the so-called Pushkin Direction in Russian literature. A neo-mythological approach involves Remizov’s myth about Pushkin — the question of its singularity and the ways in which this myth is implemented in Remizov’s works. The author of the article concludes that Pushkin influenced the formation of Remizov’s “Theory of the Russian Mode.” In his arguments in favor of this theory, Remizov contrasts Pushkin’s creativity and his artistic ideas with the linguistic concepts of his later followers (V. Briusov, M. Kuzmin, G. Adamovich, etc.). Remizov thus made the poet one of the predecessors of the theory of the reunification of the Russian oral and written culture, which Remizov championed.
Keywords: Pushkin, Aleksei Remizov, Russian avant-garde, Theory of the Russian mode