Творческая история драмы А. Ремизова «Царь Максимилиан»


Словесность и история. № 4. 2021

Slovesnost’ i Istoriia № 4. 2021

DOI 10.31860/2712-7591-2021-4-82-94

Быстров Вячеслав Николаевич
д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Cанкт-Петербург)

bysvn@mail.ru

Резюме
История возникновения пьесы А. Ремизова «Царь Максимилиан», а также характер работы над ней в своем роде необычны. В статье отмечается, что начальным импульсом для писателя послужил «свод» В. В. Бакрылова «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе». Приводятся краткие сведения о личности и биографии В. В. Бакрылова, о том, как он соприкоснулся с фольклорными первоисточниками «Царя Максимилиана». Сначала многочисленные варианты популярной народной драмы были обработаны Бакрыловым и особым образом выстроены. Данный текст-«свод» в виде машинописи был представлен для обсуждения в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса в июле 1919 г. В своем отзыве на этом заседании Ремизов утверждал, что в представленном виде рукопись не годится для издания, что нужен не свод разноречивых записей, а полноценное драматическое действо о царе Максимилиане. «Свод» Бакрылова Ремизов подверг значительной трансформации. В итоге получился авторский вариант пьесы. Народный «театр» и «свод» Бакрылова превратились в «театр» Алексея Ремизова. По мнению автора статьи, есть и вкрапления собственно ремизовского текста. Чтобы выявить их и конкретные первоисточники драмы, к которым восходят поправки Ремизова, нужно предпринять отдельное исследование. Приводятся также отзывы на пьесу современников (И. А. Рязановского, А. А. Блока, Р. В. Иванова-Разумника и др.).

Ключевые слова: Ремизов, Владимир Бакрылов, народная драма, народный театр, «Царь Максимилиан», свод вариантов

Vyacheslav N. Bysrov

THE HISTORY OF ALEKSEY REMIZOV’S PLAY TSAR MAXIMILIAN AND RESPONSES OF HIS CONTEMPORARIES

Abstract
The origin of Aleksey Remizov’s play Tsar Maximilian is peculiar, as well as the manner of his work on it. The article points out that the initial impulse for the writer came from the play A Comedy about Tsar Maximilian and His Rebellious Son Adolf by Vladimir V. Bakrylov, whose personality, biography, and circumstances of his acquaintance with folk sources of Tsar Maximilian are also briefly described. At first, numerous versions of the popular folk drama were processed by Bakrylov and arranged in a special way. Then a typescript of this compiled text was discussed by members of the Repertory Group of the Theater Department of the People’s Commissariat for Education in July 1919. At this meeting, Remizov argued that the submitted manuscript was not suitable for publication, because it presented just a set of inconsistent records instead of a full-fledged dramatic action about Tsar Maximilian. Remizov rewrote Bakrylov’s compilation transforming it into his own version of the play. The folk “theater” and Bakrylov’s compilation turned into Alexey Remizov’s “theater”. The author of the article suggests that Remizov’s version also includes his own text. However, a special study is needed to find out which fragments of the text belong to Remizov himself and what specific primary sources of the drama he used. The article also presents reviews of the play written by Remizov’s contemporaries — I. A. Ryazanovsky, Alexander Blok, R. V. Ivanov-Razumnik, and others.

Keywords: Aleksey Remizov, Vladimir Bakrylov, folk drama, folk theater, Tsar Maximilian, compiling versions