«…Совершенно, совершенно мое ощущение мира»: рецепция творчества Л. Андреева в дневниках Г. Алексеева


Словесность и история. № 4. 2021

Slovesnost’ i Istoriia № 4. 2021

DOI 10.31860/2712-7591-2021-4-95-109

Боева Галина Николаевна
д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

g_boeva@rambler.ru

Резюме
На материале дневниковой прозы Г. И. Алексеева (1932–1987) прослеживается восприятие писателем личности и творчества Леонида Андреева, близкого ему и мировоззренчески, и на уровне образно-мотивной основы их произведений. Показано, что творчество Леонида Андреева для Алексеева было неизменным источником вдохновения и важным духовным ориентиром в собственном эстетическом самоопределении и отталкивании от обветшавшего соцреалистического канона. Близость двух художников обусловлена свойственными им обоим универсализмом, обращенностью к основам человеческого бытия, пристрастием к антитезам, умением прозревать сквозь повседневность мистическое и ирреальное, настойчивым задаванием неразрешимых вопросов. Отмечены объединяющие двух писателей синтетизм их талантов, проявившийся в самоиллюстративной живописи метафизического характера, и поразительная пространственная рифмовка их судеб — от Орла в детстве до Карельского перешейка в последние годы жизни.

Ключевые слова: Геннадий Алексеев, Леонид Андреев, дневниковая проза, рецепция, стиль, мировоззрение, синтетизм

Galina N. Boeva

«… ABSOLUTELY, ABSOLUTELY MY SENSE OF THE WORLD»: THE RECEPTION OF LEONID ANDREEV’S WORKS IN THE DIARIES OF GENNADY ALEKSEEV

Abstract
Based on the diary prose of Gennady I. Alekseev (1932–1987), the article traces his perception of Leonid Andreev’s personality and works. The two writers were close in their worldview and at the level of the imagery and motifs in their works. The study shows that Leonid Andreev’s writings were a constant source of inspiration and an important spiritual guide for Alekseev in his own aesthetic choice and the rejection of the outworn canon of socialist realism. The two authors shared universalist views, a deep interest in the foundations of human existence, a passion for antitheses, the ability to see the mystical and the surreal in everyday life, and perseverance in proposing unsolvable questions. The article also points out other common features of the two writers: the synthetic character of their talents, manifested in metaphysical paintings which both of them created as illustrations to their own texts, and the striking rhyming in places where they spent certain parts of their lives: Orel in childhood and the Karelian Isthmus in the last years.

Keywords: Gennady Alekseev, Leonid Andreev, diary prose, reader’s reception, literary style, worldview