Предшественники А. С. Шишкова в Морском кадетском корпусе


Словесность и история. № 3. 2020

Slovesnost’ i Istoriia № 3. 2020

DOI 10.31860/2712-7591-2020-3-63-77

Руднев Дмитрий Владимирович
канд. ист. наук, д-р филол. наук, доцент ка­федры русского языка СПбГУ, ведущий научный сотрудник РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

rudnevd@mail.ru

Резюме
Несмотря на обширную литературу, посвященную лингвистическим взглядам А. С. Шишкова, вопрос о том, каковы их источники, не имеет окончательного решения. В предлагаемой статье языковые взгляды Шишкова рассмотрены в связи с культурной атмосферой, царившей в Морском кадетском корпусе. Воспитание будущих моряков происходило под сильным влиянием английского морского дела, что, видимо, накладывало отпечаток и на культурный уклад корпуса. В последней четверти XVIII в. там господствовал не дух галломании, присущий русскому высшему обществу, а традиционалистские взгляды. Примером таких традиционалистских взглядов могут служить языковые взгляды корпусного инспектора В. В. Никитина и его помощника П. И. Суворова, которые преподавали в Морском кадетском корпусе математику и ряд других дисциплин. Свои лингвистические взгляды они воплотили в двух учебниках по математике — Эвклидовы стихии и Тригонометрий две книги, переведя в них всю математическую терминологию на русский язык, а также изложили их во введении к Эвклидовым стихиям. На основе архивных материалов, хранящихся в Российском государственном архиве Военно-морского флота, прослеживается сложная история издания этих учебников и их последующая судьба. С первой половины 1780-х до середины 1790-х гг., т. е. на протяжении более чем десяти лет, Никитин и Суворов проповедовали свои лингвистические взгляды через учебники математики и в процессе преподавания. С этими взглядами был, несомненно, знаком Шишков, который в 1770– 1780-х гг. служил и преподавал в Морском кадетском корпусе. Некоторые черты языковой позиции Шишкова позволяют предположить, что он мог испытать воздействие языковых взглядов своих сослуживцев по Морскому кадетскому корпусу.

Ключевые слова: А. С. Шишков, лингвистические взгляды, Морской кадетский корпус, В. В. Никитин, П. И. Суворов, учебники, преподавание

Dmitrii V. Rudnev
St. Petersburg State University. Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, Russia

PREDECESSORS OF A. S. SHISHKOV AT THE NAVAL CADET CORPS

Abstract
Despite the extensive literature on A. S. Shishkov’s linguistic views, the question of their sources has not yet been resolved. This article considers Shishkov’s views on language in the context of the cultural atmosphere in the Naval Cadet Corps in St. Petersburg. The upbringing of future marine officers was strongly influenced by the English naval science, which, apparently, left its mark on the cultural life of the Corps. In the last quarter of the 18th century, the Corps was dominated not by the Gallomania inherent in Russian high society, but by traditionalist views. An example of such traditionalism is the attitude of the Corps inspector V. V. Nikitin and his assistant P. I. Suvorov, who taught mathematics and a number of other disciplines, toward language. They put their linguistic views into practice in their two textbooks on mathematics — Euclidean elements and Two books of trigonometry where they translated all mathematical terminology into Russian. Moreover, they expounded their views in the introduction to the Euclidean elements. Based on the materials of the Russian State Naval Archive, the article traces the complex publishing history of these textbooks and their further fate. For over ten years, from the first half of the 1780s to the mid-1790s, Nikitin and Suvorov were spreading their linguistic views through their math textbooks and while teaching cadets. Shishkov, who served and taught at the Naval Cadet Corps in the 1770–1780s, was undoubtedly familiar with these views. Some features of his point of view on language suggest that it could be influenced by the linguistic views of his colleagues from the Naval Cadet Corps.

Keywords: A. S. Shishkov, linguistic views, Naval Cadet Corps, V. V. Nikitin, P. I. Suvorov, textbooks, teaching