Писатель на фоне сменовеховства: Ремизов и Пришвин


Словесность и история. № 3. 2020

Slovesnost’ i Istoriia № 3. 2020

DOI 10.31860/2712-7591-2020-3-91-111

Обатнина Елена Рудольфовна
д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург).

lena.eo@mail.ru

Резюме
В статье анализируются неоднозначные мотивы и причины, в силу которых литературная личность писателя как метрополии, так и диаспоры в начале 1920-х гг. невольно приобретала сменовеховские коннотации. Алексей Ремизов в течение первых двух лет своего пребывания в Германии, куда он сбежал, спасаясь от невыносимых условий жизни в России, сохранял свое право на возвращение в Петроград. В связи с таким добровольным положением «временного» эмигранта в истории литературного процесса начала 1920-х гг. ряд событий его творческой жизни оказался запечатлен «на фоне» сменовеховства. В статье впервые анализируется очерк Ремизова «Крюк. Память петербургская» (1922), содержание которого, на первый взгляд, выражало поддержку программе Н. Устрялова, нацеленной на возвращение эмигрантов на родину. Индивидуальный опыт восприятия сменовеховских идеологем представлен на примере двух моделей писательского поведения в конкретной идеологической ситуации: Ремизова как «временного» писателя-эмигранта в 1921–1923 гг. и Пришвина — писателя, после Октябрьского переворота занявшего позицию «внутреннего эмигранта». По материалам дневника Пришвина в статье развернута по-своему трагическая история рецепции очерка Ремизова «Крюк» (1922), а также раскрыто отношение двух писателей к понятию «патриотизм» — одному из основных тезисов движения «возвращенчества». Статья раскрывает в новом ракурсе историю отношений двух писателей-единомышленников и восстанавливает контекст неизвестной переписки 1922–1923 гг., фрагменты которой сохранились на страницах дневников Пришвина, а одно письмо было опубликовано в виде очерка Пришвина «Сопка Маир» («Накануне», 1922). Очерк содержит адресное обращение к Ремизову и «ответ» на очерк «Крюк». Статья является частью исследования творческой биографии Ремизова, осмысленной как отражение индивидуального опыта в истории русской эмиграции первой волны.

Ключевые слова: русская эмиграция первой волны, сменовеховство, национал-большевизм, возвращенчество, внутренняя эмиграция, патриотизм, рецепция, идеология, писательское поведение, русский Берлин, зарубежная периодика

Elena R. Obatnina
Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom) of the Russian Academy of Sciences. St. Petersburg, Russia

THE WRITER IN THE LANDSCAPE OF THE SMENOVEKHOVSTVO: REMIZOV AND PRISHVIN

Abstract
The article analyzes the ambiguous motives and reasons that in the early 1920s, both at home and in the diaspora, influenced the literary personality of the writer in such a way that it involuntarily acquired the features inherent in the Smenovekhovstvo movement. For the first two years in Germany, where he fled to escape the unbearable conditions of life in Russia, Alexey Remizov retained the right to return to Petrograd. Due to this voluntary position of a ”temporary” emigrant in the history of the literary process of the early 1920s, a number of events of his creative life was captured in the landscape of the Smenovekhovstvo. The article presents the first analysis of Remizov’s essay ”The Hook. Petersburg’s Memory” (1922), which, at first glance, supports N. Ustryalov’s program aimed at organizing the return of emigrants to their homeland. Individual perception of the Smenovekhovstvo ideologemes is discussed using the example of the behavior of two writers in a specific ideological situation. One is the case of Remizov as a “temporary” emigrant writer in 1921-1923, the other is the case of Prishvin as a writer who, after the October coup, took the position of an “internal emigrant”. Based on Prishvin’s diary, the article reveals the tragic story of the perception of Remizov’s essay “The Hook” (1922) and the attitude of the two writers to the concept of ”patriotism”, one of the main motives of the “return home” movement. The article offers a new perspective on the history of the relationship between the two like-minded authors and restores the context of their unknown correspondence from 1922-1923, fragments of which have survived in Prishvin’s diaries, and in one letter that was published as Prishvin’s essay ”Sopka Mair” (“The Hill Mair”, 1922). The essay was addressed to Remizov and contained an ”answer” to the essay ”The Hook”. This article is part of a study of Remizov’s works, viewed as a reflections of individual experience in the history of the first wave of Russian emigration.

Keywords: first wave of Russian emigration, Smenovekhovstvo, National Bolshevism, Vozvrashchenchestvo, inner emigration, patriotism, reception, ideology, writer’s behavior, Russian Berlin, Russian émigré periodical literature