Словесность и история. № 2. 2021
Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2021
DOI 10.31860/2712-7591-2021-2-140-154
Байбурин Альберт Кашфуллович
д-р ист. наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
abaiburin@yandex.ru
Резюме
В статье рассматриваются вопросы формирования сведений, которые легли в основу официальной биографии в российской традиции. Есть основания полагать, что эти сведения вырабатывались главным образом в рамках бюрократических институций. Выявление таких сведений проведено на основе исторического анализа существующего корпуса документов, посвященных описанию официального портрета человека и его жизненного пути. Исследовательский вопрос можно сформулировать следующим образом: какие сведения о человеке, его социальных характеристиках и событиях его жизни официальные органы считали необходимыми для регистрации в различного рода документах? Для ответа на этот вопрос были рассмотрены способы фиксации человека в таких документах, как метрические книги, паспорта разных периодов, формулярные списки, посемейные списки, советские анкеты при поступлении на работу и другие документы. Для описания официального портрета человека постепенно (начиная с петровского времени) вводились следующие сведения: имя (отчество, фамилия), сословная принадлежность (социальное положение), возраст, место проживания, вероисповедание (национальность), семейное положение, отношение к военной службе. При описании жизненного пути требовались сведения о ближайших родственниках, учебе, службе (работе), наградах и взысканиях. Для советских анкет характерны вопросы о комсомольской, партийной и общественной работе. В результате история жизни в официальных биографиях состояла не из событий, а из положений и статусов субъекта в разных сферах социальной жизни. Бюрократическому аппарату требовалась информация не столько о самом субъекте, сколько о его социальном окружении. Изменения в характере требуемых сведений определялись особенностями политической и социальной системы, в которую встроен субъект.
Ключевые слова: биография, документ, анкета, бюрократия, сведения, имя, возраст, сословие, образование, работа / служба, статус
Albert K. Baiburin
NOTES ON THE DEVELOPMENT OF THE OFFICIAL BIOGRAPHY IN THE RUSSIAN TRADITION
Abstract
This article covers the principles of the formation of the data that constituted the basis for the official curriculum vitae in the Russian tradition. There is reason to believe that this data had been worked out mainly within the bureaucratic institutions. The data was identified by analyzing the available documents, which describe the official portrait and the life path of a person. The research issue can be formulated as follows: what kind of data about the person, his or her social characteristics and life events were considered necessary by the authorities to be registered in various documents? To answer this question, it was necessary to study parish registers, passports from different time periods, service records, family lists, Soviet questionaries filled out by newly hired employees, and other documents. Since the time of Peter the Great, the following data have been gradually included in the official portrait of a person: name (first name, patronymic, family name), social estate (social standing), age, place of residence, religion (nationality), marital status, military status. In the description of the life path, it was necessary to provide information about close relatives, education, employment history, awards and penalties. Soviet questionaries always included questions about a person’s involvement with the Komsomol (Young Communist League) or the Communist Party and participation in social work. As a result, an individual’s life story presented in the official curriculum vitae consisted not of events, but of his various social statuses. The bureaucratic apparatus required information not so much of the individual himself as of his social environment. The change in the type of information required was determined by aspects of the political and social system in which the respective person existed.
Keywords: curriculum vitae, document, questionary, bureaucracy, data, name, age, social estate, education, employment, social status