Легенды о чуди: предки, не принявшие новую веру


Словесность и история. № 2. 2020

Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2020

DOI 10.31860/2712-7591-2020-2-64-79

Лимеров Павел Федорович
 канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, главный редактор журнала «Арт-Лад», член СП России. (Сыктывкар)

plimeroff@mail.ru

Резюме
В статье рассматривается концепция возникновения языческой семантики в этнониме «чудь». Анализируются публикации российских ученых XIX–XX вв., изучавших устные нарративы о чудском народе, некогда обитавшем на Русском Севере. Важная задача статьи – на конкретном материале исследовать механизмы передачи сюжетов от одного народа к другому. Русские версии преданий о чуди сопоставляются с коми легендами о крещении чуди Стефаном Пермским. В результате анализа сделан вывод о том, что основные мотивы чудских легенд коми, каковыми являются мотивы самопогребения и миграции чуди, в целом сходны с русскими; разница в том, что в русских преданиях эти мотивы зачастую сопровождаются мотивом насилия над чудью. Если в русских текстах чудь представлена как чужое, аборигенное население колонизируемой территории, то в легендах коми это предки-язычники, не пожелавшие креститься и добровольно принявшие смерть от самопогребения. В завершение статьи рассматривается версия возникновения мотива самопогребения в нарративах о чуди.

Ключевые слова: чудь, крещение, христианизация, язычество, легенды, предки, самопогребение

Pavel F. Limerov

LEGENDS ABOUT THE CHUDE: THE ANCESTORS WHO DID NOT ACCEPT THE NEW FAITH

Abstract
The article deals with the origin of pagan semantics in the ethnonym Chude. It starts with the analysis of studies of oral narratives about the Chude people once living in the Russian North, published by Russian scholars in the 19th – 20th centuries. The main task of this article is to discern the ways in which particular legends transferred from one ethnic group to another. Russian versions of legends about the Chudes are compared with Komi legends about the baptism of the Chudes by Stefan of Perm. The analysis leads to the conclusion that the main motifs of the Chude Komi legends – the motifs of self-burial and migration of the Chudes – are in general similar to those of the Russian legends, but in the Russian legends they are often accompanied by a motif of violence against the Chudes. While in the Russian texts the Chudes are presented as an alien indigenous population of a colonized territory, in the Komi legends they are viewed as pagan ancestors who refused to be bap-tized and voluntarily accepted death through self-burial. A version of the emergence of the motif of self-burial in the narratives about the Chudes is also suggested.

Keywords: Chude, baptism, conversion to Christianity, paganism, legends, ancestors, self-burial