Историческое пространство Сибири в песнях XVII в.


Словесность и история. № 2. 2020

Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2020

DOI 10.31860/2712-7591-2020-2-13-26

Иванова Татьяна Григорьевна
д-р филол. наук, главный научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. (Санкт-Петербург)

tgivanova@inbox.ru

Резюме
В статье рассматриваются две исторические песни, посвященные событиям XVII в., происходившим в Сибири: «Казаки обороняют Даурский острог» и «Поход селенгинских казаков». Каждая из этих песен известна в единственном варианте в составе сборника Кирши Данилова 1730-х гг. Анализируются содержащиеся в песнях топонимы, катойконимы и этнонимы, благодаря которым в этих фольклорных произведениях реализуются функции освоения пространства и исторической памяти. Ставится проблема, почему масштабные события освоения Сибири русскими людьми в XVII в. не нашли отражения в историко-песенном фольклоре. Автор приходит к выводу, что причина заключается в малочисленности возможных носителей традиции: воинские казачьи отряды, осваивавшие в XVII в. Сибирь, не были крупными; к тому же казаки вряд ли массово возвращались в Россию. Сложившиеся в этой среде исторические поэтические произведения принадлежали исключительно местной традиции и практически не имели шансов проникнуть в общерусский историко-песенный репертуар.

Ключевые слова: Сибирь, историческое пространство, исторические песни

Tatiana G. Ivanova

THE HISTORICAL SPACE OF SIBERIA IN SEVENTEENTH-CENTURY SONGS

Abstract
This is a study of two historical songs about events that took place in Siberia in the 17th century: “Cossacks Defend Daursky Burg” and “Campaign of the Selenga Cossacks”. Each of the songs is known in a single version found in the collection of Kirsha Danilov from 1730s. The article analyzes toponyms, katoikonyms, and ethnonyms which embody the functions of conquering the territory and historical memory in these folk texts. The article draws attention to the fact that large-scale events of the seventeenth-century colonization of Siberia by Russians were not reflected in historical folk songs. The author argues that the reason for that lies in the small number of possible bearers of the tradition: the military Cossack squads operating in seventeenth-century Siberia were not large, and not many of the Cossacks returned to Russia. Therefore, any historical poetic text that developed in this environment belonged exclusively to the local tradition and had virtually no chance to enter the general Russian repertoire of historical songs.

Keywords: Siberia, historical space, historical songs