Историческая память в преданиях о первопоселенцах верхнепечорских коми


Словесность и история. № 2. 2020

Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2020

DOI 10.31860/2712-7591-2020-2-80-95

Чувьюров Александр Алексеевич
канд. ист. наук, научный сотрудник музея высшей категории, Российский этнографический музей (Санкт-Петербург)

chuvjurov@yandex.ru

Резюме
В статье рассматриваются исторические предания верхнепечорских коми о первопоселенцах. По комбинациям различных мотивов можно выделить следующие циклы: о заселении и освоении края; об аборигенах (о чуди, остяках); о старообрядцах. Реальные исторические факты в более поздних преданиях обрастают различными фольклорными деталями, происходит их «мифологизация»: в качестве первопоселенцев иногда называются беглые каторжане или же некоторые персонажи коми фольклора (Гань Иван). Особая группа преданий — это предания об аборигенах. Наряду с чудью в преданиях верхнепечорских коми в качестве аборигенного населения края называются манси (остяки, йöгра). Образ чуди (которая сама себя погребает и т. д.) в современных преданиях верхнепечорских коми приобретает конфессиональный оттенок: этноним чудь в некоторых фольклорных текстах выступает в качестве обозначения старообрядцев бегунского согласия (скрытники). В сельском социуме эти фольклорные тексты выполняют социопрагматические функции: посредством выстраивания своей «собственной истории» (порой заполняя недостающие звенья исторического прошлого выдуманными эпизодами) происходит конструирование собственной идентичности той или иной локальной группы.

Ключевые слова: верхнепечорские коми, исторические предания, фольклор, сюжет, цикл, абориген, старообрядцы, чудь, манси (остяк), идентичность

Aleksandr A. Chuvjurov

HISTORICAL MEMORY IN LEGENDS ABOUT UPPER PECHORA KOMI PIONEERS

Abstract
The study shows that historical legends about the upper Pechora Komi pioneers consist of certain combinations of motifs pertaining to one of the following cycles: the settlement and development of the region, indigenous people (the Chudes, the Ostyaks), and schismatics. In later legends, real historical facts are embellished with various folklore details and be-come mythologized. For example, in some legends escaped convicts or some characters of Komi folklore (Gan Ivan) are presented as pioneers. The folk tales about the indigenous people form a specific group of legends. Along with the Chudes, they name the Mansi (ostyaki, yӧgra) as the native population. The image of the Chud’ (“who tombs herself”, etc.) in modern legends of the upper Pechora Komi is associated with religious identity. In some folk stories, the ethnonym Chude designates the Old Believer group of the Beguny (or skrytniki). In rural communities, these folk legends perform socio-pragmatic functions. These narratives shape the identity of a particular local group by building its “own history” (sometimes filling the missing links of the historical past with fictional episodes.)

Keywords: upper Pechora Komi, historical legends, folklore, plot, cycle, indigenous people, schismatic, Chudes, Mansi, Ostyak, identity