Словесность и история. № 2. 2020
Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2020
DOI 10.31860/2712-7591-2020-2-48-63
Власов Андрей Николаевич
д-р филол. наук, профессор, заведующий Отделом русского фольклора ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. (Санкт-Петербург).
andrvlasov@yandex.ru
Резюме
Автор статьи предлагает методологические подходы в изучении русского свадебного обряда и рассматривает его как феноменологическую целостность, состоящую из «народных» обрядов и церковного «чина венчания». Материалом для анализа послужили полевые и архивные описания севернорусской свадьбы. В результате выявления образных и текстовых аналогий между устной и книжной версиями свадебного сценария предпринята попытка создания «гештальта» свадьбы. В свадебной традиции отражены события и импульсы современности, которые каждому из поколений носителей позволяют вновь актуализировать традиционную память (пример «незавершенного гештальта»). Автор приходит к выводу, что венчание представляет собой процесс сублимации страха человеческого в «страх Божий», что является жертвоприношением. Понимание жертвоприношения в русской традиции венчания существенно близко подошло к приятию основной парадигмы «народной» свадьбы: оно подчеркнуло доминанту в заключении брака – идею продолжения рода, укрепив ее в качестве главенствующей для родового сознания в обычном праве. В этом заключается основной признак единства церковного и «народных» свадебных ритуалов.
Ключевые слова: свадебный обряд, невеста, жених, дружка, свадебные причитания, сватовство, чин венчания, псалом, «общая чаша», Таинство брака, эмоции «страха», гештальтпсихология
Andrey N. Vlasov
THE CHURCH WEDDING RITE IN THE SYSTEM OF THE NORTHERN RUSSIAN WEDDING (THE CONCEPT OF GESTALT OF TRADITIONAL MEMORY)
Abstract
The article proposes methodological approaches to the study of the Russian wedding ritual and considers it as a phenomenological integrity consisting of folk rituals and the Church wedding rite. The analysis is based on field and archival descriptions of Northern Russian weddings. Having discerned imagery and textual analogies between the oral and book versions of the wedding scenario, the author suggests a “gestalt” of the wedding. The wedding tradition reflects contemporary events and impulses that allow each generation of the tradition bearers to update the traditional memory (an example of an “incomplete gestalt”). The author comes to the conclusion that the wedding is a process of sublimation of human fear into the “fear of God”, which is a sacrifice. The interpretation of sacrifice in the Russian wedding tradition came very close to accepting the basic paradigm of “folk” wedding: it emphasized procreation as the main purpose of marriage, reinforcing it in common law as the dominant concept for the tribal consciousness. This is the main common trait in the Church and folk wedding rituals.
Keywords: wedding ritual, bride, groom, best man, groomsman, wedding lament, matchmaking, wedding rite, psalm, common cup, sacrament of marriage, emotion of fear, gestalt psychology