Словесность и история. № 1. 2025
Slovesnost’ i Istoriia № 1. 2025
DOI 10.31860/2712-7591-2025-1-131-148
Шереметов Никита Андреевич
младший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)
nikita2631@mail.ru
Резюме
Статья посвящена двум разным образам из песнопений службы преподобному Александру Ошевенскому — тропаря и кондака, написанных иеромонахом Никольско-Успенского Ошевенского монастыря Феодосием в 1566 или 1567 г. Первый — образ «небопарного орла» — рассматривается в контексте византийской и южнославянской гимнографии. Делается вывод, что, в отличие от ранних примеров, в которых появлению образа сопутствовал агиографический сюжет, примеры из русской гимнографии XVI в. демонстрируют его свободное употребление и соединение с другими, в частности образом рая. Второй — образ «чужого» родительского дома из кондака святому, введенный посредством цитаты из песнопения Алексею человеку Божию, демонстрирует один из примеров поэтики уподобления.
Ключевые слова: гимнография, служба Александру Ошевенскому, небопарный орел, инок Феодосий, кондак Алексею человеку Божию
Nikita A. Sheremetov
Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russia
“LIKE A SKY-SOARING EAGLE, HE FLEW UP TO THE HEAVENS”: THE POETICS OF THE SERVICE TO ALEKSANDR OSHEVENSKII
Abstract
This article focuses on two poetic images that are found in the troparion and the kontakion dedicated to St. Aleksandr Oshevenskii, which were composed by the hieromonk Feodosii of the Oshevensk Dormition Monastery in 1566 or 1567. The article analyses the image of a “sky-soaring eagle” within the framework of Byzantine and South Slavic hymnography. The author concludes that while in the earlier instances this image appeared within a specific hagiographic narrative, in 16th-century Russian hymnography, it could be used independently and in combination with other poetic images, particularly the image of Paradise. The “alien” parental home of the saint represents the second poetic image that this study investigates. This image, which is found in the kontakion where it is introduced through a reference to the hymn to Alexis the Man of God, represents an example of poetic assimilation.
Keywords: hymnography, service to Aleksandr Oshevenskii, hieromonk Feodosii of Oshevensk, kontakion to Alexis the Man of God
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00174, https://rscf.ru/project/22-18-00174/, ИРЛИ РАН.