Cтатья Б. В. Асафьева об А. А. Фете: «музыка мира» в постижении поэта и композитора


Словесность и история. № 1. 2025

Slovesnost’ i Istoriia № 1. 2025

DOI 10.31860/2712-7591-2025-1-206-258

Букина Татьяна Вадимовна
д-р искусствоведения, профессор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург)

tbukina2002@mail.ru

Резюме
Статья сопровождает публикацию рукописи Б. В. Асафьева «Фет в слуховом восприятии мира»: она вводит в проблематику, поднимаемую исследователем в данном тексте, и осмысляет ее в русле «истории идей». Устанавливается связь публикуемой работы с гуманитарными и философскими течениями первых десятилетий ХХ в., в частности парадигмой «слуховой филологии» (Э. Сиверс, Б. М. Эйхенбаум) и «органическим миро­воззрением» (А. Бергсон, Н. О. Лосский), а также сквозными темами в научном поиске самого музыковеда: изучением феномена «звучащего вещества» и многолетними наблюдениями над природой музыкально-творческого слуха. Делается вывод о несо­мненной ценности представленного текста в наследии Асафьева и о его актуальности для современного читателя: работа отражает важный этап в формировании исследо­вательской концепции музыковеда, в ней затрагиваются необычные ракурсы анализа поэтического текста и применяется оригинальная методология, которая позволила автору получить качественно новые результаты в сравнении с его современниками- филологами.

Ключевые слова: Б. В. Асафьев, А. А. Фет, «слуховая филология», органическое мировоззрение, слуховое восприятие, «музыка мира»

Tatiana V. Bukina
Vaganova Ballet Academy, Russian Institute for the History of the Arts St. Petersburg, Russia

BORIS ASAFIEV’S ARTICLE ABOUT AFANASII FET: “MUSIC OF THE WORLD” AS PERCEIVED BY THE POET AND THE COMPOSER

Abstract
This article accompanies the first publication of a manuscript entitled “Fet v slukhovom vospriiatii mira” (“Fet in the Auditory Perception of the World”), which was written by the musicologist Boris Asafiev, probably in 1917 or 1918. This study presents issues raised in Asafiev’s text and interprets them within the framework of the history of ideas. It establishes connections between Asafiev’s work and scholarly and philosophic movements of the first decades of the 20th century, such as the “Sprech- und Ohrenphilologie” (oral and auditory philology) of Eduard Sievers and Boris Eichenbaum and the “organic worldview” of Henri Bergson and Nikolai Losskii. Moreover, the author’s analysis reveals that Asafiev’s article initiated his reflection upon topics that subsequently became key to his research: the phenomenon of the “sounding substance” and the essence of “creative hearing.” These findings testify to the high value of this manuscript and its relevance to the reader of our time. Asafiev’s work represents a significant stage in the formation of his research conception, touches upon uncommon aspects in the analysis of poetry, and applies an original methodology that allowed him to obtain qualitatively new results compared to those of his contemporary philologists.

Keywords: Boris Asafiev, Afanasii Fet, oral and auditory philology, organic worldview, auditory perception, music of the world