«Мертвый царь сидит в меху…» (геопоэтический комментарий к стихотворению Н. А. Заболоцкого «Детство Лутони»)


Словесность и история. № 1. 2025

Slovesnost’ i Istoriia № 1. 2025

DOI 10.31860/2712-7591-2025-1-259-268

Царькова Татьяна Сергеевна
д-р филол. наук, заведующая Рукописным отделом ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)

roirli@yandex.ru

Резюме
Предмет исследования — стихотворение Н. А. Заболоцкого «Детство Лутони» в аспекте его геопоэтики. В литературоведческих работах о поэте это стихотворение не упоми­нается. А оно интересно еще и тем, что это единственное произведение Заболоцкого, выполненное в соотнесении с традиционными образами и жанрами русского фольклора: детскими играми и сказками, действительно бытовавшими в крестьянских семьях. Итог краеведческих разысканий автора будет неожиданым даже для жителей Петербурга: мало кто из них знает, как разгадать загадочную строку поэта: «Мертвый царь сидит в меху» — о предмете, который стал наряду с другими скульптурными атрибутами в изображении самодержца символом утверждения русской государственной власти.

Ключевые слова: Н. А. Заболоцкий, Медный всадник, царь, мех, Адмиралтейская кре­пость, фольклор, Лутоня, Н. Е. Лансере

Tat’yana S. Tsar’kova
Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russia

“THE DEAD TSAR IS SITTING IN FURS.”: A GEOPOETICAL COMMENTARY ON NIKOLAI ZABOLOTSKII’S “LUTONIA’S CHILDHOOD”

Abstract
This is a study of the geopoetics of Nikolai Alekseevich Zabolotskii’s poem “Lutonia’s Child- hood,” which scholarly works on Zabolotskii have so far overlooked. This poem, however, is especially interesting because it is the only work by Zabolotskii that echoes traditional imagery and genres of Russian folklore: children’s games and fairy tales, which used to be a part of peasants’ family life. The outcome of this study will surprise even the natives of St. Petersburg: very few of them know what hides behind the mysterious line “The dead tsar is sitting in furs.” This line in fact refers to an item that, along with other specific sculptural attributes used in the tsar’s portrait, has become a symbol of Russia’s state power.

Keywords: Nikolai Alekseevich Zabolotskii, Bronze Horseman, tsar, fur, Admiralty Fortress in St. Petersburg, folklore, Lutonia, Nikolai Evgenievich Lanseray (Lansere)