Словесность и история. № 1. 2024
Slovesnost’ i Istoriia № 1. 2024
DOI 10.31860/2712-7591-2024-1-80-94
Тубылевич Руслана Евгеньевна
младший научный сотрудник НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера», СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар)
tubylevich.ruslana.sempai@yandex.ru
Резюме
В статье автор анализирует образ Тайдулы, жены хана Мухаммеда Узбека, в романе В. А. Лебедева «Искупление» с точки зрения привлекаемых источников и приемов их интерпретации. Для достижения цели реализуются следующие задачи. Во-первых, с опорой на исторические и филологические труды изучается образ Тайдулы в русских летописях, восточных сочинениях и фольклорных преданиях. Во-вторых, кратко анализируется рецепция ее образа в русских исторических романах второй половины XX в. (М. Д. Каратеева, М. А. Рапова, Д. М. Балашова и В. Д. Афиногенова). В-третьих, проводится исследование художественной интерпретации образа Тайдулы в романе В. А. Лебедева. Применяя метод сравнительно-сопоставительного анализа, автор статьи приходит к следующим выводам. Главным источником для писателя стала летописная легенда об исцелении Тайдулы от слепоты на финальном этапе ее складывания в варианте, представленном в Никоновской летописи и Степенной книге. Пересказывая эпизоды этого сюжета в детском воспоминании князя Дмитрия Донского, В. А. Лебедев выделяет самые яркие, памятные для ребенка детали и объясняет символические подробности слухами очевидцев. Он дополняет сюжет об исцелении ханши вымышленной «генеалогией», согласно которой Тайдула является наполовину русской. Ход мысли автора, объясняющего благодеяния татарской ханши ее происхождением, находит параллели в предании, записанном в мемуарах известного географа и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, в русском фольклоре. Все это оказывает влияние на смену акцентов в легенде об исцелении и усиливает роль Тайдулы как защитницы русских земель в романе.
Ключевые слова: В. А. Лебедев, «Искупление», исторический роман, древнерусское историческое повествование, рецепция образов и мотивов, Тайдула, митрополит Алексий
Ruslana E. Tubylevich
Sorokin Syktyvkar State University Syktyvkar, Russia
THE IMAGE OF TAIDULA, THE KHAN’S WIFE, IN VASILIY LEBEDEV’S HISTORICAL NOVEL EXPIATION
Abstract
This article employs the method of source criticism to analyze the image of Taidula, wife of Muhammad Uzbek, who was khan of the Golden Horde, in Vasiliy Lebedev’s historical novel Expiation. Building upon historical and philological research, the author studies the image of Taidula as it is found in Russian chronicles, oriental writings and folklore. The author then briefly analyzes the reception of this image in some Russian historical novels of the second half of the 20th century, including works by Mikhail Karateev, Mikhail Rapov, Dmi-triy Balashov, and Vladimir Afinogenov. The article concludes with an investigation of the artistic interpretation of the image of Taidula in Vasiliy Lebedev’s novel. Using the method of comparative analysis, the author establishes that the main source for the writer was the chronicle legend about Taidula’s healing from blindness that is found in the Nikon Chronicle and The Book of Degrees (Stepennaia kniga). In his retelling of the plot, Vasiliy Lebedev focuses on the most vivid and memorable details from Prince Dmitry Donskoy’s childhood memories. He explains the symbolic details using eyewitness accounts and supplements the story of the healing of the khan’s wife with a fictional genealogy in which Taidula appears as a half-Russian. The legend of healing, which highlights Taidula’s role as a defender of the Russian lands, finds parallels in the memoirs of the famous geographer and traveler Petr Semenov-Tyan-Shansky as well as in the plots of Russian folklore. The author’s attempt to link the charitable deeds of the Tatar khan’s wife to her origin contributes to the shift in the perception of her role.
Keywords: Vasiliy A. Lebedev, Expiation, historical novel, Ancient Russian historical narration, reception of images and motives, Taidula, Metropolitan Aleksii