Суздальский и Перемышльский змеевики — молитва и заклинание


Словесность и история. № 1. 2021

Slovesnost’ i Istoriia № 1. 2021

DOI 10.31860/2712-7591-2021-1-30-61

Милютенко Надежда Ильинична
канд. филол. наук, доцент Института истории Санкт-Петербургского гос. университета

spesmilu@mail.ru

Резюме
Суздальский змеевик из гематита относится к небольшой группе византийских гемм-инталий с головой Горгоны (hystera) и магической формулой, которые обычно встречаются на металлических медальонах и подвесках. Семь спящих отроков Эфесских на аверсе и двустрочные славянские надписи на обеих сторонах делают его уникальным даже для этой группы. В статье проведено сопоставление обращенной к Отрокам «Молитвы, когда больной не спит», известной по русским Евхологиям XV–XVI вв., с надписью Суздальского змеевика и установлено, что ближе всех к надписи змеевика текст древнейшего списка из сербского Требника РНБ, Q. п. I. 24 (нач. XIV в.). У Пере-мышльского гематитового змеевика на реверсе Богоматерь окружена необычным греческим заклинанием hystera, а на аверсе изображена hystera (голова Горгоны), почти аналогичная Суздальской. Обе они не просто были сделаны в одной греческой мастерской, как показала В. Н. Залесская; надписи были вырезаны по одним и тем же принципам и, вероятно, одним и тем же мастером южнорусского происхождения. «Подвижность» магической формулы привела к появлению уникального заклинания Перемышльского змеевика. В славянских Евхологиях сложился стабильный текст «Молитвы, когда больной не спит». Заменив заклинание на Суздальском змеевике, она превратила его из магического амулета в христианскую иконку.

Ключевые слова: змеевики, инталии, врачевальные молитвы, требники, заклинания, византийское и древнерусское искусство

Nadezhda I. Milutenko

GORGONEIA FROM SUZDAL AND PRZEMYŚL: THE PRAYER AND THE SPELL

Abstract
The hematite Suzdal zmeevik (gorgoneion) belongs to the small group of Byzantine engraved gems (intaglios) with a Gorgon’s head (hystera) and a magic formula, which are usually found on metal medallions and pendants. The Seven Sleepers of Ephesus depicted on the obverse and two-line Slavonic inscriptions on both sides make the Suzdal gorgoneion quite unique even for that group. The Slavonic inscriptions carved on the gorgoneion are an abridged version of the “Prayer when a sick person does not sleep” addressed to the Sleepers. The Prayer is known from the Russian Euchologia of the 15th – 16th centuries. The article argues that, save for the names of the Sleepers, the inscription on the gorgoneion has the closest re-lationship to the earliest copy of the Prayer found in the fourteenth-century Slavonic Serbian Euchologion in the collection of the Russian National Library (Q. p. I. 24). The reverse of the hematite gorgoneion from Przemyśl bears the image of the Mother of God surrounded by an unusual Greek hystera formula, and the obverse contains a depiction of a Gorgon’s head (hystera) that is almost identical to the one found on the Suzdal gorgoneion. Going beyond V. Zalesskaya’s suggestion that both gorgoneia were made in one Greek workshop, this article argues that the inscriptions on the two objects were carved following the same principles and that both objects can be attributed to the same master, who was likely of South Russian ori-gin. The unique poetics of the Przemyśl Gorgoneion spell was a result of the versatility of the hystera formula, while the Slavonic Euchologia developed a stable text of the “Prayer when a sick person does not sleep”. When the hystera formula was substituted with the Prayer on the Suzdal Gorgoneion, the magic amulet was transformed into a Christian icon.

Keywords: zmeevik, gorgoneion, intaglio, healing prayer, euchologion, magic spells, hystera formula, Byzantine and Medieval Russian art