«Русская почва» и «Великий Инквизитор». Концепции И. В. Киреевского в творческом наследии Ф. М. Достоевского


Журнал «Русская литература». 2022. № 2

Russkaia literatura. 2022. № 2

DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-181-196

Константин Абрекович Баршт
ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Konstantin Abrekovich Barsht
Leading Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences

ORCID: 0000-0002-1152-4083

konstantin_barsht@pushdom.ru

THE «RUSSIAN SOIL» AND THE «GRAND INQUISITOR». I. V. KIREEVSKY’S CONCEPTS IN THE CREATIVE HERITAGE OF F. M. DOSTOEVSKY

Статья посвящена установлению новых связей, существующих между философско-публицистическими трудами И. В. Киреевского и общественно-политической программой «почвенничества» Ф. М. Достоевского, которую писатель развивал в 1860–1870-е годы в своих романах и публицистических статьях. Выдвигается гипотеза о том, что идеи Киреевского о «видимой и невидимой» Церкви, о роли догматов и авторитетов в церковной жизни оказали влияние на формирование идеологии поэмы Ивана Карамазова «Великий Инквизитор» в части конфликта между авторитарной моделью Инквизитора и идеалом «апостольского православия», отражающим основную идею романа «Братья Карамазовы».

Ключевые слова: поэма Ивана Карамазова «Великий Инквизитор», «Братья Карамазовы», Ф. М. Достоевский, догмат и свобода исповедания, «видимая» и «невидимая» Церкви И. В. Киреевского, аллюзия и реминисценция.

The article attempts to establish new links between the philosophical and journalistic works of I. V. Kireevsky and F. M. Dostoevsky’s sociopolitical program of «soil science», which the writer de-veloped in the 1860s and 1870s in his novels and journalistic articles. The following hypothesis is put forward: the ideas of I. V. Kireevsky’s «visible and invisible» Church, the role of dogmas and autho-rities in the church life infl uenced the formation of the ideology of Ivan Karamazov’s poem «The Grand Inquisitor» in terms of the confl ict between the authoritarian model of the Inquisitor and the ideal of «apostolic Orthodoxy» that refl ects the main idea of the novel The Karamazov Brothers.

Key words: Ivan Karamazov’s poem «The Grand Inquisitor», The Karamazov Brothers, F. M. Dostoevsky, dogma and freedom of confession, «visible and invisible» Сhurch by I. V. Kireevsky, allusion and reminiscence.

Список литературы

  1. Арсентьева Н. «Молодежь без руководства». Проблема духовного наставничества в романе Достоевского «Бесы» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2016. Т. 21.
  2. Баршт К. А. «…исходил, благословляя, папа-антихрист». Об одной парадоксальной формулировке в подготовительных материалах к роману Ф. М. Достоевского «Бесы» // Новый филологический вестник. 2019. № 2 (49).
  3. Баршт К. А. Мысли Паскаля в художественном мире Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2016. Т. 21.
  4. Баршт К. А. О «реализме в высшем смысле» и символе веры Ф. М. Достоевского // Russica Romana. Rivista internazionale di studi russistici. 2018. Vol. XXIV.
  5. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1955. Т. 6.
  6. Гуральник У. А. Достоевский, славянофилы и «почвенничество» // Достоевский, художник и мыслитель. М., 1972.
  7. Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1984.
  8. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1974–1990. Т. 11; 14; 17; 28; 30. Кн. 2.
  9. Евнин Ф. И. Достоевский и воинствующий католицизм 1860–1870-х годов (к генезису «Легенды о Великом инквизиторе») // Русская литература. 1967. № 1.
  10. Егоров Б. Ф. От Хомякова до Лотмана. М., 2003.
  11. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования. М., 1980.
  12. Котельников В. А. Достоевский и Иван Киреевский // Русская литература. 1981. № 4.
  13. Кулешов В. И. Славянофилы и романтизм // К истории русского романтизма. М., 1973.
  14. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: В 3 т. СПб., 1999. Т. 1. 1821–1864.
  15. Лит. наследство. 1973. Т. 86. Ф. М. Достоевский: Новые материалы и исследования.
  16. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
  17. Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха». М., 1975.
  18. Туниманов В. А. О литературных и исторических «прототипах» Великого инквизитора // Учен. зап. Чечено-Ингушского педагогического ин-та. Сер. филологическая. 1968. Вып. 15. № 27.
  19. Фридлендер Г. М. Наука о Достоевском сегодня // Русская литература. 1971. № 3.
  20. Фридлендер Г. М. О некоторых очередных задачах и проблемах изучения Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1980. Т. 4.
  21. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. СПб., 1994.

References

  1. Arsent’eva N. «Molodezh’ bez rukovodstva». Problema dukhovnogo nastavnichestva v romane Dostoevskogo «Besy» // Dostoevskii: Materialy i issledovaniia. SPb., 2016. T. 21.
  2. Barsht K. A. «…iskhodil, blagoslovliaia, papa-antikhrist». Ob odnoi paradoksal’noi for mu-lirovke v podgotovitel’nykh materialakh k romanu F. M. Dostoevskogo «Besy» // Novyi fi lologicheskii vestnik. 2019. № 2 (49).
  3. Barsht K. A. Mysli Paskalia v khudozhestvennom mire Dostoevskogo // Dostoevskii: Materialy i issledovaniia. SPb., 2016. T. 21.
  4. Barsht K. A. O «realizme v vysshem smysle» i simvole very F. M. Dostoevskogo // Russica Romana. Rivista internazionale di studi russistici. 2018. Vol. XXIV.
  5. Dostoevskaia A. G. Vospominaniia. M., 1984.
  6. Dostoevskii F. M. Poln. sobr. soch.: V 30 t. L., 1974–1990. T. 11; 14; 17; 28; 30. Kn. 2.
  7. Egorov B. F. Ot Khomiakova do Lotmana. M., 2003.
  8. Evnin F. I. Dostoevskii i voinstvuiushchii katolitsizm 1860–1870-kh godov (k genezisu «Legendy o Velikom inkvizitore») // Russkaia literatura. 1967. № 1.
  9. Fridlender G. M. Nauka o Dostoevskom segodnia // Russkaia literatura. 1971. № 3.
  10. Fridlender G. M. O nekotorykh ocherednykh zadachakh i problemakh izucheniia Dostoevskogo // Dostoevskii: Materialy i issledovaniia. L., 1980. T. 4.
  11. Gertsen A. I. Sobr. soch.: V 30 t. M., 1955. T. 6.
  12. Gural’nik U. A. Dostoevskii, slavianofi ly i «pochvennichestvo» // Dostoevskii, khudozhnik i myslitel’. M., 1972.
  13. Kirpotin V. Ia. Mir Dostoevskogo. Etiudy i issledovaniia. M., 1980.
  14. Kotel’nikov V. A. Dostoevskii i Ivan Kireevskii // Russkaia literatura. 1981. № 4.
  15. Kuleshov V. I. Slavianofi ly i romantizm // K istorii russkogo romantizma. M., 1973.
  16. Letopis’ zhizni i tvorchestva F. M. Dostoevskogo: V 3 t. SPb., 1999. T. 1. 1821–1864.
  17. Lit. nasledstvo. 1973. T. 86. F. M. Dostoevskii: Novye materialy i issledovaniia.
  18. Losskii N. O. Istoriia russkoi fi losofi i. M., 1991.
  19. Nechaeva V. S. Zhurnal M. M. i F. M. Dostoevskikh «Epokha». M., 1975.
  20. Shleiermakher F. Rechi o religii. Monologi. SPb., 1994.
  21. Tunimanov V. A. O literaturnykh i istoricheskikh «prototipakh» Velikogo inkvizitora // Uchen. zap. Checheno-Ingushskogo pedagogicheskogo in-ta. Ser. fi lologicheskaia. 1968. Vyp. 15. № 27.