Романы Ф. М. Достоевского и Пятикнижие Моисея: «Преступление и наказание»


Журнал «Русская литература». 2022. № 2

Russkaia literatura. 2022. № 2

DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-28-44

Игорь Павлович Смирнов
профессор Констанцского университета (ФРГ); профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена

Igor Pavlovich Smirnov
Professor Emeritus at the University of Konstanz (Germany); Professor at the UNESCO Chair of the Herzen State Pedagogical University, Russia

ORCID: 0000-0002-3819-8142

Igor.Smirnov@uni-konstanz.de

F.M. DOSTOEVSKY’S NOVELS AND THE PENTATEUCH OF MOSES: CRIME AND PUNISHMENT

В статье обсуждаются интертекстуальные связи романа «Преступление и наказание» с первой книгой Торы «Бытие». Пытаясь дать человечеству новый закон, Раскольников отрицает тот договор, который был заключен Богом с Авраамом. Желание человека стать законодателем противоречит, по Достоевскому, правопорядку, установленному по воле Бога. В Эпилоге романа Раскольников возвращается в «…века Авраама и стад его».

Ключевые слова: Тора, закон и благодать, метанойя, провидение, жертва.

The article discusses intertextual links between the novel Crime and Punishment and the fi rst book of the Torah, Genesis. In his attempt to offer humanity a new law, Raskolnikov dismisses God’s covenant with Abraham. According to Dostoevsky, the human desire to be a legislator runs contrary to the legal order established by God’s will. In the epilogue of the novel, Raskolnikov returns to «…the ages of Abraham and his fl ocks».

Key words: Torah, Law and Grace, Metanoia, Providence, Sacrifi ce.

Список литературы

  1. Агамбен Д. Оставшееся время. Комментарий к Посланию к Римлянам / Пер. С. Ермакова. М., 2018.
  2. Белоусов И. А. Ушедшая Москва. М., 1927.
  3. Ветловская В. Е. Литературные и реальные прототипы героев Достоевского («Мещанин в халате» в «Преступлении и наказании») // Русская литература. 2008. № 1.
  4. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.
  5. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.
  6. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2 ч. Тбилиси, 1984. Ч. 2.
  7. Данилов В. В. К вопросу о композиционных приемах в «Преступлении и наказании» Достоевского // Известия Академии наук СССР. Отд. общественных наук. 1933. № 3.
  8. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. 6, 7.
  9. Касаткина Т. А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского. М., 2015.
  10. Меерсон О. Библейские интертексты у Достоевского. Кощунство или богословие любви? // Достоевский и мировая культура. Альманах № 12 / Под ред. К. А. Степаняна. М., 1999.
  11. Молдован А. М. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Киев, 1984.
  12. Новикова Е. Г. Соня и софийность (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») // Достоевский и мировая культура. М., 1999. Альманах № 12 / Под ред. К. А. Степаняна.
  13. Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» // Тр. по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. V.
  14. Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического мышления («Преступление и наказание») // Проблемы поэтики и истории литературы / Под ред. С. С. Конкина. Саранск, 1973.
  15. Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории [1900] // Трубецкой С. Н. Соч. / Сост., ред. и вступ. статья П. П. Гайденко; прим. П. П. Гайденко, Д. Е. Афиногенова. М., 1994.
  16. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / Подг. текста и общ. ред. Н. В. Брагинской. М., 1997.
  17. Frankemölle H. Vater im Glauben? Abraham/Ibrahim in Tora, Neuem Testament und Koran. Freiburg, 2016.
  18. Frick P. Divine Providence in Philo of Alexandria. Tübingen, 1999.
  19. Gibian G. Traditional Symbolism in Crime and Punishment // Publications of the Modern Language Association (PMLA). 1955. Vol. 70. № 5.
  20. Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissen-schaft im Grundrisse. Frankfurt a/M., 1986.
  21. Hose M. Philon und die hellenistische Philosophie // Die philosophische Aktualität der jüdischen Tradition / Hrsg. von W. Stegmaier. Frankfurt a/M., 2000.
  22. Kursawa H.-P. Antichristsage, Weltende und Jüngstes Gericht in mittelalterlicher deutscher Dichtung. Köln, 1976.
  23. Philon d’Alexandrie. De providentia I et II / Introduction, trad. et notes par M. Hadas-Lebel. Paris, 1973.
  24. Sandoz E. Political Apocalypse. A Study of Dostoevsky’s Grand Inquisitor. Baton Rouge, Louisiana State University, 1971.
  25. Schweitzer A. Die Mystik des Apostels Paulus. Tübingen, 1930.

References

  1. Agamben D. Ostavsheesia vremia. Kommentarii k Poslaniiu k Rimlianam / Per. S. Ermakova. M., 2018.
  2. Belousov I. A. Ushedshaia Moskva. M., 1927.
  3. Danilov V. V. K voprosu o kompozitsionnykh priemakh v «Prestuplenii i nakazanii» Dostoevskogo // Izvestiia Akademii nauk SSSR. Otd. obshchestvennykh nauk. 1933. № 3.
  4. Dostoevskii F. M. Poln. sobr. soch.: V 30 t. L., 1973. T. 6, 7.
  5. Frankemölle H. Vater im Glauben? Abraham/Ibrahim in Tora, Neuem Testament und Koran. Freiburg, 2016.
  6. Freidenberg O. M. Poetika siuzheta i zhanra / Podg. teksta i obshch. red. N. V. Braginskoi. M., 1997.
  7. Frick P. Divine Providence in Philo of Alexandria. Tübingen, 1999.
  8. Gamkrelidze T. V., Ivanov Viach. Vs. Indoevropeiskii iazyk i indoevropeitsy. Rekonstruktsiia i istoriko-tipologicheskii analiz praiazyka i protokul’tury: V 2 ch. Tbilisi, 1984. Ch. 2.
  9. Gibian G. Traditional Symbolism in Crime and Punishment // Publications of the Modern Language Association (PMLA). 1955. Vol. 70. № 5.
  10. Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse. Frankfurt a/M., 1986.
  11. Hose M. Philon und die hellenistische Philosophie // Die philosophische Aktualität der jüdischen Tradition / Hrsg. von W. Stegmaier. Frankfurt a/M., 2000.
  12. Kasatkina T. A. Sviashchennoe v povsednevnom: dvusostavnyi obraz v proizvedeniiakh F. M. Dostoevskogo. M., 2015.
  13. Kursawa H.-P. Antichristsage, Weltende und Jüngstes Gericht in mittelalterlicher deutscher Dichtung. Köln, 1976.
  14. Meerson O. Bibleiskie interteksty u Dostoevskogo. Koshchunstvo ili bogoslovie liubvi? // Dostoevskii i mirovaia kul’tura. Al’manakh № 12 / Pod red. K. A. Stepaniana. M., 1999.
  15. Moldovan A. M. «Slovo o Zakone i Blagodati» Ilariona. Kiev, 1984.
  16. Novikova E. G. Sonia i sofi inost’ (roman F. M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie») // Dostoevskii i mirovaia kul’tura. M., 1999. Al’manakh № 12 / Pod red. K. A. Stepaniana.
  17. Philon d’Alexandrie. De providentia I et II / Introduction, trad. et notes par M. Hadas-Lebel. Paris, 1973.
  18. Sandoz E. Political Apocalypse. A Study of Dostoevsky’s Grand Inquisitor. Baton Rouge, Louisiana State University, 1971.
  19. Schweitzer A. Die Mystik des Apostels Paulus. Tübingen, 1930.
  20. Toporov V. N. O strukture nekotorykh arkhaicheskikh tekstov, sootnosimykh s kontseptsiei «mirovogo dereva» // Tr. po znakovym sistemam. Tartu, 1971. Vyp. V.
  21. Toporov V. N. Poetika Dostoevskogo i arkhaichnye skhemy mifologicheskogo myshleniia («Prestuplenie i nakazanie») // Problemy poetiki i istorii literatury / Pod red. S. S. Konkina. Saransk, 1973.
  22. Trubetskoi S. N. Uchenie o Logose v ego istorii [1900] // Trubetskoi S. N. Soch. / Sost., red. i vstup. stat’ia P. P. Gaidenko; prim. P. P. Gaidenko, D. E. Afinogenova. M., 1994.
  23. Vetlovskaia V. E. Literaturnye i real’nye prototipy geroev Dostoevskogo («Meshchanin v khalate» v «Prestuplenii i nakazanii») // Russkaia literatura. 2008. № 1.
  24. Vetlovskaia V. E. Poetika romana «Brat’ia Karamazovy». L., 1977.
  25. Vysheslavtsev B. P. Etika preobrazhennogo Erosa. M., 1994.