Журнал «Русская литература». 2022. № 1
Russkaia literatura. 2022. № 1
DOI: 10.31860/0131-6095-2022-1-254-267
Ян Шэнь (КНР)
научный сотрудник Института иностранных языков чжэцзянского университета
Yang Shen (China)
Researcher, Institute of Foreign Languages, Zhejiang university
ORCID: 0000-0002-3103-2633
y.shen1990@qq.com
Софья Александровна Каминская
научный сотрудник Института иностранных языков чжэцзянского университета
Sof’ya Aleksandrovna Kaminskaya
Researcher, Institute of Foreign Languages, Zhejiang university
ORCID: 0000-0002-6736-5827
chasovv6@mail.ru
D. KHARMS’ LITERARY HERITAGE AND SUPREMATISM
Даниил Хармс — один из представителей русского авангарда и литературы абсурда. Его произведения во всем своем жанровом многообразии подверглись большому воздействию живописного искусства авангарда, среди которых супрематизм Малевича проявляется ярче всего. С точки зрения искусствоведения данная статья объясняет характерную связь между концепцией супрематизма и поэтикой Хармса, анализирует формы проявления супрематизма в литературных произведениях писателя.
Ключевые слова: Хармс, Малевич, супрематизм, литература, искусство, абсурд.
Daniil Kharms is one of the representatives of the Russian avant-garde and absurd literature. His literary works, written in a variety of genres, are greatly infuenced by the art of avant-garde painting, especially by Malevich’s Suprematism. This article outlines the innate connection between the concept of Suprematism and Daniil kharms’s poetics, and analyzes the manifestations of Suprematism in Daniil Kharms’s literary works from the artistic perspective.
Key words: D. Kharms, K. Malevich, Suprematism, literature, art, absurdity.
Список литературы
1. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001.
2. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
3. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962.
4. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Пер. с фр. Ф. А. Перовской. СПб., 1995.
5. Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры XX века. М., 2008.
6. Ичин К. Супрематические размышления Малевича о предметном мире // Вопросы философии. 2011. № 10.
7. Кобринский А. А. Даниил Хармс. М., 2008 (сер. «Жизнь замечательных людей»).
8. Малевич К. Полн. собр. соч.: В 5 т. М., 1995–2000. Т. 1, 3.
9. Панова Л. Г. Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма. М., 2017.
10. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII — первая четверть XIX века). Очерки. М., 1966.
11. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
12. Сажин В. Н. Даниил Хармс среди художников // Рисунки Хармса / Сост. Ю. С. Александров. СПб., 2006.
13. Токарев Д. В. Рисунок как слово в творчестве Даниила Хармса // Рисунки Хармса / Сост. Ю. С. Александров. СПб., 2006.
14. Токарев Д. В. Философские и эстетические основы поэтики Даниила Хармса. Дис. … доктора филол. наук. СПб., 2006.
15. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура / Отв. ред. Т. В. Цивьян. М., 1983.
16. Хан-Магомедов С. О. Космические супремы К. Малевича (1916–1918) // Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). М., 2007.
17. Хармс Д. Записные книжки. Дневник: В 2 кн. / Подг. текста Ж.-Ф. Жаккара и В. Н. Сажина. СПб., 2002.
18. Хармс Д. Полн. собр. соч.: В 4 т. СПб., 1997–2001. Т. 1, 2, 4.
19. Хлебников В. Полн. собр. соч.: В 6 т. М., 2005. Т. 6. Кн. 1.
20. Шатских A. С. Казимир Малевич: теоретическое и литературное наследие // Малевич К. С. Живопись. Теория. М., 1993.
21. Шатских А. С. Казимир Малевич. М., 1996.
22. Ямпольский М. Беспамятство как исток (читая Хармса). М., 1998.
References
1. Azizian I. A. Dialog iskusstv Serebrianogo veka. M., 2001.
2. Berdiaev N. A. O naznachenii cheloveka. M., 1993.
3. Dmitrieva N. A. Izobrazhenie i slovo. M., 1962.
4. Iampol’skii M. Bespamiatstvo kak istok (chitaia Kharmsa). M., 1998.
5. Ichin K. Suprematicheskie razmyshleniia Malevicha o predmetnom mire // Voprosy flosofi. 2011. № 10.
6. Khan-Magomedov S. O. Kosmicheskie supremy K. Malevicha (1916–1918) // Khan-Magomedov S. O. Suprematizm i arkhitektura (problemy formoobrazovaniia). M., 2007.
7. Kharms D. Poln. sobr. soch.: V 4 t. SPb., 1997–2001. T. 1, 2, 4.
8. Kharms D. Zapisnye knizhki. Dnevnik: V 2 kn. / Podg. teksta Zh.-F. Zhakkara i V. N. Sazhina. SPb., 2002.
9. Khlebnikov V. Poln. sobr. soch.: V 6 t. M., 2005. T. 6. Kn. 1.
10. Kobrinskii A. A. Daniil Kharms. M., 2008 (ser. «Zhizn’ zamechatel’nykh liudei»).
11. Malevich K. Poln. sobr. soch.: V 5 t. M., 1995–2000. T. 1, 3.
12. Panova L. G. Mnimoe sirotstvo: khlebnikov i kharms v kontekste russkogo i evropeiskogo modernizma. M., 2017.
13. Pigarev K. V. Russkaia literatura i izobrazitel’noe iskusstvo (XVIII — pervaia chetvert’ XIX veka). Ocherki. M., 1966.
14. Rudnev V. P. Slovar’ kul’tury XX veka. M., 1999.
15. Sazhin V. N. Daniil Kharms sredi khudozhnikov // Risunki Kharmsa / Sost. Iu. S. Aleksandrov. SPb., 2006.
16. Shatskikh A. S. Kazimir Malevich. M., 1996.
17. Shatskikh A. S. Kazimir Malevich: teoreticheskoe i literaturnoe nasledie // Malevich K. S. Zhivopis’. Teoriia. M., 1993.
18. Tokarev D. V. Filosofskie i esteticheskie osnovy poetiki Daniila Kharmsa. Dis. … doktora flol. nauk. SPb., 2006.
19. Tokarev D. V. Risunok kak slovo v tvorchestve Daniila Kharmsa // Risunki Kharmsa / Sost. Iu. S. Aleksandrov. SPb., 2006.
20. Toporov V. N. Prostranstvo i tekst // Tekst: Semantika i struktura / Otv. red. T. V. Tsiv’ian. M., 1983.
21. Zhakkar Zh.-F. Daniil Kharms i konets russkogo avangarda / Per. s fr. F. A. Perovskoi. SPb., 1995.
22. Zlydneva N. V. Izobrazhenie i slovo v ritorike russkoi kul’tury XX veka. M., 2008.