Проблема взаимодействия вербального и визуального в текстах группы «41˚»


Журнал «Русская литература». 2021. № 4
Russkaia literatura. 2021. № 4

DOI: 10.31860/0131-6095-2021-4-136-148

Евгений Игоревич Мирошниченко
аспирант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета

Evgeniy Igorevich Miroshnichenko
Postgraduate Student, Institute of History, St. Petersburg State University

miroshnichenkoeu@gmail.com

Дарья Петровна Фоменко
магистрантка филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Daria Petrovna Fomenko
MA Student, Department of Philology, St. Petersburg State University

dpfomenko@mail.ru

INTERACTION BETWEEN VERBAL AND VISUAL IN THE TEXTS OF GROUP «41˚»

Статья посвящена практике визуализации текста в творчестве группы «41˚». Авторы статьи приходят к выводу, что визуальные приемы являются смыслообразующими не только в качестве дополнения к вербальной составляющей текста, но и как основа для самой вербализации. Последняя реализуется двумя способами: типографским (у И. Терентьева и И. Зданевича) и рукописным (у А. Крученых), при этом практика визуализации текста в творчестве группы «41˚» тесно соотносится с теоретическими наработками ее участников.

Ключевые слова: группа «41˚», А. Крученых, И. Зданевич, И. Терентьев, футуризм, визуальная поэзия.

The article analyses the practices of text visualization in the works by the «41˚» group. It is suggested that visual devices play an essential role not only as the complements to the verbal component of a text, but also as the basis for verbalisation per se. In the texts, the combination of these aspects is realised through two strategies: typographic (I. Terentiev and I. Zdanevich), and handwritten (A. Kruchyonykh). The practice of text visualization is closely related to the group’s theoretical pursuits in the sphere of language.

Key words: «41˚» group, A. Kruchyonykh, I. Zdanevich, I. Terentiev, Futurism, visual poetry.

Список литературы

1. Багратион-Мухранели И. Л. В поисках обновления языка театра. «Дра» Ильи Зданевича // Драма и театр. Тверь, 2012.
2. Герчук Ю. Я. Закавказский футуризм // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность. Сборник статей участников международной научной конференции. Саратов, 2008.
3. Герчук Ю. Я. Типографические опыты Ильи Зданевича и наборная графика русских футуристов и конструктивистов // Дада по-русски: Сб. науч. статей / Ред. К. Ичин. Белград, 2013.
4. Гик А. В. Особенности языка драм Ильи Зданевича // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. 2019. Т. 19.
5. Карасик М. Типографская питёрка дейстф Ильи Зданевича // Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича. Материалы международной конференции. М., 2018.
6. Магаротто Л. «Типографская революция» итальянского футуризма и художественная деятельность В. Каменского и И. Зданевича // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М., 2000.
7. Магаротто Л. Илья Зданевич: от итальянского футуризма до драматической пенталогии // Дада по-русски: Сб. науч. статей / Ред. К. Ичин. Белград, 2013.
8. Никольская Т. Игорь Терентьев в сборнике «Поэзия неведомых слов» // 70 лет «Поэзии неведомых слов». Материалы конференции. М., 2020.
9. Никольская Т. Фантастический город. М., 2005.
10. Рослый А. Уроки албанского от Зданевича // PROSODIA. 2015. № 2.
11. Сахно И. Стереоскопическая образность графической поэзии Ильи Зданевича // Russian Literature. 2017. Vol. 91.
12. Терентьев И. Маршрут шаризны // Терентьев И. Собр. соч. Болонья, 1988.
13. Фабер В. Искусство во второй степени. К вопросу интертекстуального присутствия Ильи Зданевича и Алексея Крученых в творчестве Игоря Терентьева // Дада по-русски: Сб. науч. статей / Ред. К. Ичин. Белград, 2013.
14. Цвигун Т. В. Пробел «в тексте» / «среди текстов» / «как текст» русского авангардизма // Вестник Российского гос. ун-та им. И. Канта. 2008. № 8.
15. Цвигун Т., Черняков А. Теория поэзии и поэзия теории (о «17 еРУндовых оРУдиях» Игоря Терентьева) // Терентьев И. Два типографических шедевра: Факсимильное издание. Статьи. Комментарии. СПб., 2014.
16. Циглер Р. Группа «41˚» // Russian Literature. 1985. Vol. 17. Issue 1.
17. Циглер Р. Поэтика Крученых поры 41˚ // L’Avanguardia a Tifl is: studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti / Ed. L. Magarotto, M. Marzaduri, G. Pagani Cesa. Venezia, 1982.
18. Шевченко Е. С. Заумный вертеп Ильи Зданевича (о поэтике драматического цикла «Аслаабличья») // Вестник Самарского гос. ун-та. 2009. № 5 (71).
19. Janecek G. The Look of Russian Literature. Princeton, New Jersey, 1984.
20. Janecek G. Zaum: The Transrational Poetry of Russian Futurism. San Diego, 1996.
21. Tsipuria B. H2SO4. The Futurist Experience in Georgia // International Yearbook of Futurism Studies. 2011. Vol. 1. Part 1.

References

1. Bagration-Mukhraneli I. L. V poiskakh obnovleniia iazyka teatra. «Dra» Il’i Zdanevicha // Drama i teatr. Tver’, 2012.
2. Faber V. Iskusstvo vo vtoroi stepeni. K voprosu intertekstual’nogo prisutstviia Il’i Zdanevicha i Alekseia Kruchenykh v tvorchestve Igoria Terent’eva // Dada po-russki: Sb. nauch. statei / Red. K. Ichin. Belgrad, 2013.
3. Gerchuk Iu. Ia. Tipografi cheskie opyty Il’i Zdanevicha i nabornaia grafi ka russkikh futuristov i konstruktivistov // Dada po-russki: Sb. nauch. statei / Red. K. Ichin. Belgrad, 2013.
4. Gerchuk Iu. Ia. Zakavkazskii futurizm // Literaturno-khudozhestvennyi avangard v sotsiokul’turnom prostranstve rossiiskoi provintsii: istoriia i sovremennost’. Sbornik statei uchastnikov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Saratov, 2008.
5. Gik A. V. Osobennosti iazyka dram Il’i Zdanevicha // Trudy instituta russkogo iazyka im. V. V. Vinogradova. 2019. T. 19.
6. Janecek G. The Look of Russian Literature. Princeton, New Jersey, 1984.
7. Janecek G. Zaum: The Transrational Poetry of Russian Futurism. San Diego, 1996.
8. Karasik M. Tipografskaia pitërka deistf Il’i Zdanevicha // Il’iazd. ХХ vek Il’i Zdanevicha. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. M., 2018.
9. Magarotto L. «Tipografskaia revoliutsiia» ital’ianskogo futurizma i khudozhestvennaia deia tel’nost’ V. Kamenskogo i I. Zdanevicha // Poeziia i zhivopis’: Sbornik trudov pamiati N. I. Khardzhieva / Pod red. M. B. Meilakha i D. V. Sarab’ianova. M., 2000.
10. Magarotto L. Il’ia Zdanevich: ot ital’ianskogo futurizma do dramaticheskoi pentalogii // Dada po-russki: Sb. nauch. statei / Red. K. Ichin. Belgrad, 2013.
11. Nikol’skaia T. Fantasticheskii gorod. M., 2005.
12. Nikol’skaia T. Igor’ Terent’ev v sbornike «Poeziia nevedomykh slov» // 70 let «Poezii nevedomykh slov». Materialy konferentsii. M., 2020.
13. Roslyi A. Uroki albanskogo ot Zdanevicha // PROSODIA. 2015. № 2.
14. Sakhno I. Stereoskopicheskaia obraznost’ grafi cheskoi poezii Il’i Zdanevicha // Russian Literature. 2017. Vol. 91.
15. Shevchenko E. S. Zaumnyi vertep Il’i Zdanevicha (o poetike dramaticheskogo tsikla «Aslaab lich’ia») // Vestnik Samarskogo gos. un-ta. 2009. № 5 (71).
16. Terent’ev I. Marshrut sharizny // Terent’ev I. Sobr. soch. Bolon’ia, 1988.
17. Tsigler R. Gruppa «41˚» // Russian Literature. 1985. Vol. 17. Issue 1.
18. Tsigler R. Poetika Kruchenykh pory 41˚ // L’Avanguardia a Tifl is: studi, ricerche, cronache, testimonianze, documenti / Ed. L. Magarotto, M. Marzaduri, G. Pagani Cesa. Venezia, 1982.
19. Tsipuria B. H2SO4. The Futurist Experience in Georgia // International Yearbook of Fu tu-rism Studies. 2011. Vol. 1. Part 1.
20. Tsvigun T. V. Probel «v tekste» / «sredi tekstov» / «kak tekst» russkogo avangardizma // Vest nik Rossiiskogo gos. un-ta im. I. Kanta. 2008. № 8.
21. Tsvigun T., Cherniakov A. Teoriia poezii i poeziia teorii (o «17 eRUndovykh oRUdiiakh» Igoria Terent’eva) // Terent’ev I. Dva tipografi cheskikh shedevra: Faksimil’noe izdanie. Stat’i. Kommentarii. SPb., 2014.