Гражданское как интимное: дискурсивный контрапункт в стихотворении Н. А. Некрасова «Ночь. Успели мы всем насладиться…»


Журнал «Русская литература». 2021. № 4
Russkaia literatura. 2021. № 4

DOI: 10.31860/0131-6095-2021-4-38-51

Павел Федорович Успенский
доцент Школы филологических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва)

Pavel Fedorovich Uspenskij
Associate Professor, National Research University Higher School of Economics in Moscow

paveluspenskij@gmail.com

Андрей Сергеевич Федотов
старший преподаватель филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Andrei Sergeevich Fedotov
Senior Lecturer, Department of Philology, Lomonosov Moscow State University

anfed86@icloud.com

PUBLICITY AS INTIMACY: DISCOURSIVE COUNTERPOINT IN N. A. NEKRASOV’S POEM «NOCH’. USPELI MI VSEM NASLADIT’SA…»

Статья посвящена интерпретации и исторической контекстуализации стихотворения Н. А. Некрасова «Ночь. Успели мы всем насладиться…». Стихотворение понимается как текст, в котором по принципу контрапункта соединяются интимный и социальный дискурсы. Такой синтез, как показано в статье, поддерживался идеологией и практиками некрасовского окружения 1840-х — конца 1850-х годов. Фиктивные браки, тройственные союзы, коммунальные эксперименты с сексуальностью были актуальным историческим фоном стихотворения. Последовательно связывали гражданскую и эротическую энергию человека и произведения Н. Г. Чернышевского, диалог с которыми обнаруживается в «Ночь. Успели мы всем насладиться…». Однако радикальные любовные эксперименты русских интеллектуалов 1840–1860-х годов столкнулись с неразрешимыми внутренними противоречиями, а сама идея о прочной связи гражданского и интимного потерпела историческое поражение, что привело к маргинализации эротического прочтения стихотворения Некрасова.

Ключевые слова: Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, интимный и социальный дискурсы, любовные эксперименты 1840–1860-х годов, поэтика.

The article offers an interpretation and historical contextualization of N. A. Nekrasov’s poem «Noch’. Uspeli my vsem nasladit’sia…» («Night. We had ample time to enjoy it all…»). The poem is understood as a text in which, according to the principle of counterpoint, intimate and social discourses merge. The article shows that such a synthesis was supported by the ideology and practices of Nekrasov’s entourage of the 1840s — late 1850s. Fictitious marriages, triple alliances, communal experiments with sexuality were the pertinent historical background of the poem. The civil and erotic energy of an individual was consecutively connected with the works of N. G. Chernyshevskii, the dialogue with which is found in «Noch’. Uspeli my vsem nasladit’sia…». Still, the radical sexual experiments of the Russian intellectuals of the 1840–1860s faced insoluble internal contradictions, and the very idea of a strong connection between the civil and the intimate suffered a historical defeat, which led to the marginalization of the erotic reading of Nekrasov’s poem.

Key words: Nikolay Nekrasov, Nikolay Chernyshevskii, intimate and social discourses, love experiments in the 1840–1860s, poetics.

Список литературы

1. Вдовин А. В. Николай Добролюбов: разночинец между духом и плотью. М., 2017.
2. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 9.
3. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 23.
4. Данилевская М. Ю. Стихотворение Н. А. Некрасова «Над чем мы смеемся…»: первоначальная и каноническая редакции // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2020. № 4.
5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. и писем: В 35 т. СПб., 2016. Т. 6.
6. Ключкин К. Women’s Prose in the Modernizing Cultural Economy: 1850s–1870s // Складчина: Сборник статей к 50-летию профессора М. С. Макеева. М., 2019.
7. Кон И. С. Сексуальная культура в России. М., 2019.
8. Лурье С. Я. Такой способ понимать. М., 2007.
9. Макеев М. С. Николай Некрасов. М., 2017 (сер. «Жизнь замечательных людей»).
10. Макеев М. С. Николай Некрасов: Поэт и предприниматель (очерки о взаимодействии литературы и экономики). М., 2009.
11. Макеев М. С. Опыт реконструкции утраченных помет Н. А. Некрасова // Могут ли тексты лгать? К проблеме работы с недостоверными источниками. Таллинн, 2014.
12. Макеев М. С. Поэзия Некрасова и идеология русской радикальной интеллигенции середины XIX века // К 60-летию профессора А. И. Журавлевой. М., 1998.
13. Малиа А. Александр Герцен и происхождение русского социализма. 1812–1855. М., 2010.
14. Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècle в России. М., 2008.
15. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Л., 1981. Т. 2.
16. Паперно И. Семиотика бытового поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996.
17. После Сталина. Позднесоветская субъективность (1953–1985): Сб. статей. СПб., 2018.
18. Примочкина Н. Н. Творческое наследие Н. А. Некрасова в интерпретации Горького // Примочкина Н. Н. Горький: личность и творчество на фоне эпохи. М., 2019.
19. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1947. Т. 2. Кн. 1.
20. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Н. Новгород, 2018.
21. Скафтымов А. П. Чернышевский и Жорж Занд // Скафтымов А. П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958.
22. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм, социализм. М., 2004.
23. Степина М. Ю. Образы и мотивы «Божественной комедии» Данте в лирике Н. А. Некрасова // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения — 2016): Сб. науч. трудов XVIII Всероссийской науч. конф.: В 2 ч. СПб., 2017. Ч. 2.
24. Успенский П. Ф. Гипотеза Якобсона, Глеб / Иванович и перверсия: безумие Г. Успенского и его рассказ «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. № 2.
25. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1950. Т. 5.
26. Шелгунов Н. В., Шелгунова Л. П., Михайлов М. Л. Воспоминания: В 2 т. М., 1967.
27. Ямпольский И. Г. Стихи Некрасова в произведениях других писателей // Некрасовский сборник. СПб., 1998. [Вып.] XI–XII.
28. Klioutchkine K. Between Ideology and Desire: Rhetoric of the Self in the Works of Nikolai Chernyshevskii and Nikolai Dobroliubov // Slavic Review. 2009. Vol. 68. № 2.
29. Naiman E. Sex in Public. The Incarnation of Early Soviet Ideology. Princeton, 1997.

References

1. Chernyshevskii N. G. Poln. sobr. soch.: V 15 t. M., 1950. T. 5.
2. Danilevskaia M. Iu. Stikhotvorenie N. A. Nekrasova «Nad chem my smeemsia…»: pervonachal’naia i kanonicheskaia redaktsii // Novye istoricheskie perspektivy: ot Baltiki do Tikhogo okeana. 2020. № 4.
3. Dostoevskii F. M. Poln. sobr. soch. i pisem: V 35 t. SPb., 2016. T. 6.
4. Gertsen A. I. Sobr. soch.: V 30 t. M., 1956. T. 9.
5. Gor’kii M. Sobr. soch.: V 30 t. M., 1953. T. 23.
6. Iampol’skii I. G. Stikhi Nekrasova v proizvedeniiakh drugikh pisatelei // Nekrasovskii sbor-nik. SPb., 1998. [Vyp.] XI–XII.
7. Klioutchkine K. Between Ideology and Desire: Rhetoric of the Self in the Works of Nikolai Chernyshevskii and Nikolai Dobroliubov // Slavic Review. 2009. Vol. 68. № 2.
8. Kliuchkin K. Women’s Prose in the Modernizing Cultural Economy: 1850s–1870s // Skladchina: Sbornik statei k 50-letiiu professora M. S. Makeeva. M., 2019.
9. Kon I. S. Seksual’naia kul’tura v Rossii. M., 2019.
10. Lur’e S. Ia. Takoi sposob ponimat’. M., 2007.
11. Makeev M. S. Nikolai Nekrasov. M., 2017 (ser. «Zhizn’ zamechatel’nykh liudei»).
12. Makeev M. S. Nikolai Nekrasov: Poet i predprinimatel’ (ocherki o vzaimodeistvii literatury i ekonomiki). M., 2009.
13. Makeev M. S. Opyt rekonstruktsii utrachennykh pomet N. A. Nekrasova // Mogut li teksty lgat’? K probleme raboty s nedostovernymi istochnikami. Tallinn, 2014.
14. Makeev M. S. Poeziia Nekrasova i ideologiia russkoi radikal’noi intelligentsii serediny XIX veka // K 60-letiiu professora A. I. Zhuravlevoi. M., 1998.
15. Malia A. Aleksandr Gertsen i proiskhozhdenie russkogo sotsializma. 1812–1855. M., 2010.
16. Matich O. Eroticheskaia utopiia: novoe religioznoe soznanie i fi n de siècle v Rossii. M., 2008.
17. Naiman E. Sex in Public. The Incarnation of Early Soviet Ideology. Princeton, 1997.
18. Nekrasov N. A. Poln. sobr. soch. i pisem: V 15 t. L., 1981. T. 2.
19. Paperno I. Semiotika bytovogo povedeniia: Nikolai Chernyshevskii — chelovek epokhi realizma. M., 1996.
20. Posle Stalina. Pozdnesovetskaia sub’ektivnost’ (1953–1985): Sb. statei. SPb., 2018.
21. Primochkina N. N. Tvorcheskoe nasledie N. A. Nekrasova v interpretatsii Gor’kogo // Primochkina N. N. Gor’kii: lichnost’ i tvorchestvo na fone epokhi. M., 2019.
22. Pushkin A. S. Poln. sobr. soch.: V 16 t. M.; L., 1947. T. 2. Kn. 1.
23. Rans’er Zh. Emansipirovannyi zritel’. N. Novgorod, 2018.
24. Shelgunov N. V., Shelgunova L. P., Mikhailov M. L. Vospominaniia: V 2 t. M., 1967.
25. Skaftymov A. P. Chernyshevskii i Zhorzh Zand // Skaftymov A. P. Stat’i o russkoi literature. Saratov, 1958.
26. Staits R. Zhenskoe osvoboditel’noe dvizhenie v Rossii: Feminizm, nigilizm, sotsializm. M., 2004.
27. Stepina M. Iu. Obrazy i motivy «Bozhestvennoi komedii» Dante v lirike N. A. Nekrasova // Pechat’ i slovo Sankt-Peterburga (Peterburgskie chteniia — 2016): Sb. nauch. trudov XVIII Vserossiiskoi nauch. konf.: V 2 ch. SPb., 2017. Ch. 2.
28. Uspenskii P. F. Gipoteza Iakobsona, Gleb / Ivanovich i perversiia: bezumie G. Uspenskogo i ego rasskaz «Vypriamila» // Novoe literaturnoe obozrenie. 2020. № 2.
29. Vdovin A. V. Nikolai Dobroliubov: raznochinets mezhdu dukhom i plot’iu. M., 2017.