Журнал «Русская литература». 2021. № 2
Russkaia literatura. 2021. № 2
DOI: 10.31860/0131-6095-2021-2-26-31
Светлана Михайловна Шумило (Украина)
доцент Национального университета «Черниговский коллегиум» имени Т. Г. Шевченко
Svetlana Mikhailovna Shumilo (Ukraine)
Associate Professor, Ukrainian Language and Literature; National University «Chernihiv Collegium» Named after T. G. Shevchenko
shumilosm@gmail.com
LITERARY SOURCES OF KIRILL OF TUROV’S WORD FOR THOMAS SUNDAY
Кирилл Туровский активно использует в проповедях приемы цитирования, аллюзии, реминисценции. Как правило, он апеллирует к гимнографии, но в Слове на неделю Фомину — к проповеди Григория Богослова на Антипасху. Без знания этой проповеди понимание его произведения затруднено, поскольку автор рассчитывает на читателя, который только что прослушал указанную проповедь, предписанную уставом для чтения в этот день. Сравнение двух текстов позволяет раскрыть в произведении Кирилла Туровского новые смыслы.
Ключевые слова: Кирилл Туровский, Григорий Богослов, проповедь, аллюзия, реминисценция, литературный источник.
In his sermons, Kirill of Turov makes ample use of quotes, allusions and reminiscences. As a rule, he appeals to hymnography, although his Word for Thomas Sunday relates to Gregory of Nazianzus’s sermon for the same holiday. In this text, Kirill of Turov relies on a reader who had just heard the sermon, recited, in compliance with the regulations, on that very day. Thus, without this specifi c background, one would be hard put to understand the Word for Thomas Sunday. The comparison of the two texts offered in the article highlights additional meanings in this work by Kirill of Turov.
Key words: Kirill of Turov, Gregory of Nazianzus, sermon, allusions, reminiscences, literary source.
Список литературы
1.Григорий Богослов. Слово на обновление, ркп. НБКМ 674 // 16 слова на св. Григорий Богослов (фототипно издание на ръкопис НБКМ 674) / Подг. изд. М. А. Спасова. София, 2014.
2. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13.
3. Еремин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 18.
4. Кусков В. В. История древнерусской литературы: Учебник. М., 1982.
5. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., 2001.
6. Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: тексты и исследования. М., 1999.
7. Сазонова Л. И. Принцип ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // ТОДРЛ. М.; Л., 1974. Т. 28.
8. Чижевський Д. І. Історія української літератури від початків до доби реалізму. Нью-Йорк, 1956.
9. Шумило С. М. Влияние литургической гимнографии на творчество Кирилла Туровского // ТОДРЛ. СПб., 2017. Т. 65.
10. Шумило С. М. Богослужебные тексты как литературный источник средневековой проповеди: поучения Григория Цамблака // Русская литература. 2017. № 3.
References
1. Chizhevs’kii D. І. Іstorіia ukraїns’koї lіteraturi vіd pochatkіv do dobi realіzmu. N’iu-Iork, 1956.
2. Eremin I. P. Literaturnoe nasledie Kirilla Turovskogo // TODRL. M.; L., 1957. T. 13.
3. Eremin I. P. Oratorskoe iskusstvo Kirilla Turovskogo // TODRL. L., 1981. T. 18.
4. Grigorii Bogoslov. Slovo na obnovlenie, rkp. NBKM 674 // 16 slova na sv. Grigorii Bogoslov (fototipno izdanie na r’kopis NBKM 674) / Podg. izd. M. A. Spasova. Sofiia, 2014.
5. Kuskov V. V. Istoriia drevnerusskoi literatury: Uchebnik. M., 1982.
6. Likhachev D. S. Istoricheskaia poetika russkoi literatury. Smekh kak mirovozzrenie. SPb., 2001.
7. Rogachevskaia E. B. Tsikl molitv Kirilla Turovskogo: teksty i issledovaniia. M., 1999.
8. Sazonova L. I. Printsip ritmicheskoi organizatsii v proizvedeniiakh torzhestvennogo kras-no rechiia starshei pory // TODRL. M.; L., 1974. T. 28.
9. Shumilo S. M. Bogosluzhebnye teksty kak literaturnyi istochnik srednevekovoi propovedi: poucheniia Grigoriia Tsamblaka // Russkaia literatura. 2017. № 3.
10. Shumilo S. M. Vliianie liturgicheskoi gimnografi i na tvorchestvo Kirilla Turovskogo // TODRL. SPb., 2017. T. 65.