«Память места»: фольклорные сюжеты и мотивы в рассказах об ануфриевском ските на Зимнем берегу Белого моря


Журнал «Русская литература». 2021. № 1

Russkaia literatura. 2021. № 1

DOI: 10/31860/0131-6095-2021-1-213-224

Арина Борисовна Бильдюг
младший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Arina Borisovna Bil’diug
Junior Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom) Russian Academy of Sciences

arina.bildyug@gmail.com

Анастасия Игоревна Васкул
ученый секретарь Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Anastasiia Igorevna Vaskul
Scientifi c Secretary, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom) Russian Academy of Sciences

avaskul@gmail.com

Наталья Геннадьевна Комелина
научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Natal’ia Gennad’evna Komelina
Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom) Russian Academy of Sciences

komlng@mail.ru

«THE HISTORY OF THE SITE»: FOLK STORYLINES AND MOTIVES IN THE NARRATIVES ABOUT ANOUFRIEVSKY SKETE ON THE WINTER COAST OF THE WHITE SEA

Настоящая статья написана на основе материалов, собранных в экспедициях ИРЛИ РАН, и посвящена прошлому Ануфриевского скита, существовавшего на Зимнем берегу Белого моря в XVIII — начале XX века. Рассмотрены некоторые сюжеты и мотивы, выделенные в рассказах об Ануфриевском ските. Местные жители воспроизводят исторические нарративы, в которых по-разному пересобирается история места, включающая легендарные сюжеты о первых поселенцах и быте насельников скита, богатстве староверов, эсхатологические мотивы накладываются на рассуждения об упадке поморских деревень.
Ключевые слова: историческая память, фольклорные сюжеты и мотивы, старообрядчество, святое место, народные святые, книжность, поморы.

This article is based on the fi eld work data of Pushkin House related to the history of the Anou-frievsky Skete that existed at the Winter Coast of the White Sea in the 18th — early 20th centuries. Specifi c storylines and motives are discussed, selected by the authors from the body of the recorded narratives concerning the Skete. The locals reproduce the historical narratives, including the legend-ary tales about the fi rst settlers, the life of the Skete community, the Old Believers’ wealth, recom-bining the history of the site in various ways; eschatological motives are superimposed on the specu-lations concerning the decline of the Pomor villages.
Key words: historical memory, folk storylines and motives, Old Believer, local holy site, ver-nacular saints, Pomors.

Список литературы

1. Ассман А. Трансформация нового режима времени / Пер. В. Кучерявкин // Август, ХХ век: Трансформация жизни частного человека в эпоху социальных катаклизмов. М., 2014. Т. 1.
2. Белова О. В. «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды. М., 2004.
3. Белоусов А. Ф. Последние времена // Aequinox: Сб. памяти А. Меня. М., 1991.
4. Бессонов И. А. Образ чудовищных птиц в эсхатологических рассказах // Живая старина. 2012. № 1.
5. Бильдюг А. Б., Бобров А. Г., Васкул А. И., Комелина Н. Г. Обзор фольклорных и археографических экспедиций Пушкинского Дома 2008–2013 годов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 3.
6. Бильдюг А. Б., Комелина Н. Г. Поморские сказители и книги: об археографических находках на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2019. № 4.
7. Бильдюг А. Б., Комелина Н. Г. Рукописная книжность Зимнего берега Белого моря // Свод русского фольклора. Серия «Былины». СПб., М., 2018. Т. 8. Былины Зимнего берега Белого моря.
8. Бударагин В. П. «Сила крестная» и «титла Кресту Христову» // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). М., 2004. Вып. 3.
9. Васкул А. И. «Живите. Бог благословит»: о браках насельников старообрядческого Ануфриевского скита Зимнего берега Белого моря (по материалам архива Русского географического общества) // Из истории русской фольклористики. СПб., 2018. Вып. 11.
10. Виноградов В. В. Северорусские почитаемые места: топика святынь. СПб., 2019.
11. Власов А. Н. «Память места» как аспект теоретической проблемы локальности / регио-нальности в русском фольклоре // Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике — проблемы и перспективы. М., 2015.
12. Громов Д. В. Фольклорные тексты о «ранешней» Библии // Живая старина. 2003. № 1.
13. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII– XVII вв. Л., 1973.
14. Дмитриева Р. П., Салмина М. А. Археографическая экспедиция Сектора древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР 1966 г. // ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23.
15. Дранникова Н. В. Фольклорная экспедиция Поморского университета в село Зимняя Золотица // Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология: Материалы V Международной школы молодого фольклориста (6–8 июня 2001 года). Архангельск, 2002.
16. Дробленкова Н. Ф. Поиски рукописей на Мезени // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16.
17. Дронова Т. И. Легенды и предания о местночтимых святых и поклонных местах Пижем-ского края (по материалам исследований нижнепечорских староверов-беспоповцев) // Рябинин-ские чтения — 2007. Петрозаводск, 2007.
18. Душакова Н. С. Антропология городского пространства: старообрядческий Тирасполь в воспоминаниях и практиках // STRATUM. 2019. № 6.
19. Душакова Н. С. В чем виноват Никон, или роль современных нарративов о расколе в поддержании старообрядческой идентичности // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2018. Вып. 13. № 1–2.
20. Душакова Н. С. Память запечатленная: предметы «старины» в нарративах старообрядцев // Живая старина. 2019. № 1.
21. Канева Т. С. История Усть-Цилемского края в устной традиции (по результатам системного описания) // Первые Мяндинские чтения. Сыктывкар, 2009.
22. Канева Т. С. Усть-цилемские предания об Иване // Русский фольклор. СПб., 1999. Т. 30.
23. Канева Т. С., Матвеева Л. Е. Устные рассказы о Великопоженском ските в усть-цилем-ской фольклорной традиции // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2005. Т. 2.
24. Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / Сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров. М., 2009.
25. Комелина Н. Г. Смерть на море: к производству сакрального (по материалам экспедиции на Летний и Зимний берега Белого моря 2012–2014 гг.) // Соловки в литературе и фольклоре (XV–XXI в.). Архангельск; Соловки, 2015.
26. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М., 2000.
27. Леонтьев А. И. Зимняя сторона. Архангельск, 1999.
28. Лимеров П. Эсхатологические представления коми по материалам фольклора // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова. СПб., 2011.
29. Малышев В. И. Отчет об археографической командировке 1950 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1951. Т. 8.
30. Малышев В. И. Повесть о самосожжении в Мезенском уезде в 1743–1744 гг. // Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVII–XX вв. Сыктывкар, 1960.
31. Марков А. В. Былинная традиция на Зимнем берегу Белого моря // Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А. В. Маркова / Отв. ред. Т. Г. Иванова; изд. подг. С. Н. Азбелев, Ю. И. Марченко. СПб., 2002.
32. Мельникова Е. А. Воображаемая книга: Очерки по истории фольклора о книгах и чтении в России. СПб., 2011.
33. Мельникова Е. А. Ожидания от книги. К вопросу о роли Библии в народной культуре // Живая старина. 2003. № 1.
34. Мельникова Е. А. Финские кладбища в России: кросс-граничные группы памяти и новый моральный порядок // Антропологический форум. 2019. № 43.
35. Миненок Е. В. Мильково — территория ушедшей традиции // Живая старина. 2021 (в печати).
36. Мороз А. Б. Народная агиография: устные и книжные основы фольклорного культа святых. М., 2017.
37. Мороз А. Б. Святые Русского Севера. Народная агиография. М., 2009.
38. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб., 1999.
39. «О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России ХХ–ХХI века». М., 2012.
40. Окладников Н. А. Поборники древлего благочестия. Архангельск, 2012.
41. Панченко А. А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М., 2012.
42. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.
43. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002.
44. Пригарин А. А. «Народные предания» и «историография»: уровни исторического (со)-знания липован // Шаги / Steps. 2016. Т. 2. № 4.
45. Романова А. А. Круг миротворный // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 2 (XVII в.). Ч. 2.
46. Романова А. А. Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI — начале XVIII в.: религиозная практика и государственная политика. Дис. … доктора ист. наук. СПб., 2016.
47. Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии // Русская агиография: Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005.
48. Рыговский Д. С. Ритуальная наррация: практики трансляции памяти о сакральном ландшафте // Шаги / Steps. 2016. Т. 2. № 4.
49. Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции русского Севера // ТОДРЛ. СПб., 2008. Т. 58.
50. Савельев А. А., Шухтина Н. В. Экспедиция на Мезень 1989 г. // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46.
51. Сироткин С. В. Старообрядческие скиты «что на Зимних горах Белого моря» в 30–40-е гг. XVIII в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. М., 2007. Т. 1.
52. Старицын А. Н. Зимний берег в истории староверия // Третьи Мяндинские чтения. Сыктывкар, 2016.
53. Стороженко А. А. Старообрядческие монастыри «енисейского меридиана» в XX веке: истоки, традиции и современное состояние // Новые исследования Тувы. 2019. № 1.
54. Травма: пункты. Сб. статей / Под ред. С. Ушакина и Е. Трубиной. М., 2009.
55. Ушакин С. Вместо утраты: материализация памяти и герменевтика боли в провинциальной России // Ab Imperio. 2004. № 2.
56. Фишман О. М. Тихвинские карелы старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной этноконфессиональной группы. Автореф. дис. … доктора ист. наук. СПб., 2011.
57. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007.
58. Хрушкая Л. Н. История старообрядческих скитов на Зимнем берегу Белого моря в XVII– XVIII в. // Русский Север и архиепископ Афанасий. Архангельск, 2003.
59. Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2011.
60. Шанина Ю. Акустический код кладбища д. Родома Лешуконского района // Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре. М., 2015.
61. Шеваренкова Ю. М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Нижний Новгород, 2004.
62. Шеваренкова Ю. М. Сюжетно-тематический состав устных рассказов о монастырях (к постановке проблемы) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 3.
63. Штырков С. А. «Святые без житий» и забудущие родители: Церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской традиции. М., 2001.
64. Щепанская Т. Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб., 1995.
65. Gessat-Anstett E. Identity Territories and Russian Family Memories // Ethnology Francaise. 2002. Vol. 32. № 1.

References

1. Assman A. Transformatsiia novogo rezhima vremeni / Per. V. Kucheriavkin // Avgust, XX vek: Transformatsiia zhizni chastnogo cheloveka v epokhu sotsial’nykh kataklizmov. M., 2014. T. 1.
2. Belousov A. F. Poslednie vremena // Aequinox: Sb. pamiati A. Menia. M., 1991.
3. Belova O. V. «Narodnaia Bibliia»: Vostochnoslavianskie etiologicheskie legendy. M., 2004.
4. Bessonov I. A. Obraz chudovishchnykh ptits v eskhatologicheskikh rasskazakh // Zhivaia sta rina. 2012. № 1.
5. Bil’diug A. B., Bobrov A. G., Vaskul A. I., Komelina N. G. Obzor fol’klornykh i arkheo gra fi -che skikh ekspeditsii Pushkinskogo Doma 2008–2013 godov // Vestnik Rossiiskogo gu ma ni tarnogo na uchnogo fonda. 2014. № 3.
6. Bil’diug A. B., Komelina N. G. Pomorskie skaziteli i knigi: ob arkheografi cheskikh na khod-kakh na Zimnem beregu Belogo moria // Russkaia literatura. 2019. № 4.
7. Bil’diug A. B., Komelina N. G. Rukopisnaia knizhnost’ Zimnego berega Belogo moria // Svod russkogo fol’klora. Seriia «Byliny». SPb., M., 2018. T. 8. Byliny Zimnego berega Belogo moria.
8. Budaragin V. P. «Sila krestnaia» i «titla Krestu Khristovu» // Staroobriadchestvo v Rossii (XVII–XX vv.). M., 2004. Vyp. 3.
9. Chistov K. V. Russkaia narodnaia utopiia (genezis i funktsii sotsial’no-utopicheskikh le-gend). SPb., 2011.
10. Dmitriev L. A. Zhitiinye povesti russkogo Severa kak pamiatniki literatury XIII–XVII vv. L., 1973.
11. Dmitrieva R. P., Salmina M. A. Arkheografi cheskaia ekspeditsiia Sektora drevnerusskoi literatury Instituta russkoi literatury (Pushkinskogo Doma) AN SSSR 1966 g. // TODRL. L., 1968. T. 23.
12. Drannikova N. V. Fol’klornaia ekspeditsiia Pomorskogo universiteta v selo Zimniaia Zo lo-ti tsa // Kompleksnoe sobiranie, sistematika, eksperimental’naia tekstologiia: Materialy V Mezh du-na rodnoi shkoly molodogo fol’klorista (6–8 iiunia 2001 goda). Arkhangel’sk, 2002.
13. Droblenkova N. F. Poiski rukopisei na Mezeni // TODRL. M.; L., 1960. T. 16.
14. Dronova T. I. Legendy i predaniia o mestnochtimykh sviatykh i poklonnykh mestakh Pi-zhem skogo kraia (po materialam issledovanii nizhnepechorskikh staroverov-bespopovtsev) // Ria bi-nin skie chteniia — 2007. Petrozavodsk, 2007.
15. Dushakova N. S. Antropologiia gorodskogo prostranstva: staroobriadcheskii Tiraspol’ v vos-pominaniiakh i praktikakh // STRATUM. 2019. № 6.
16. Dushakova N. S. Pamiat’ zapechatlennaia: predmety «stariny» v narrativakh staro obriad-tsev // Zhivaia starina. 2019. № 1.
17. Dushakova N. S. V chem vinovat Nikon, ili rol’ sovremennykh narrativov o raskole v pod-der zhanii staroobriadcheskoi identichnosti // Slavianskii mir v tret’em tysiacheletii. 2018. Vyp. 13. № 1–2.
18. Fishman O. M. Tikhvinskie karely staroobriadtsy: metodologiia i rezul’taty kompleksnogo izucheniia fenomena lokal’noi etnokonfessional’noi gruppy. Avtoref. dis. … doktora ist. nauk. SPb., 2011.
19. Gessat-Anstett E. Identity Territories and Russian Family Memories // Ethnology Fran-caise. 2002. Vol. 32. № 1.
20. Gromov D. V. Fol’klornye teksty o «raneshnei» Biblii // Zhivaia starina. 2003. № 1.
21. Kaneva T. S. Istoriia Ust’-Tsilemskogo kraia v ustnoi traditsii (po rezul’tatam sistemnogo opisaniia) // Pervye Miandinskie chteniia. Syktyvkar, 2009.
22. Kaneva T. S. Ust’-tsilemskie predaniia ob Ivane // Russkii fol’klor. SPb., 1999. T. 30.
23. Kaneva T. S., Matveeva L. E. Ustnye rasskazy o Velikopozhenskom skite v ust’-tsilemskoi fol’klornoi traditsii // Staroobriadchestvo: istoriia, kul’tura, sovremennost’. M., 2005. T. 2.
24. Kargopol’e: Fol’klornyi putevoditel’ (predaniia, legendy, rasskazy, pesni i prislov’ia) / Sost. M. D. Alekseevskii, V. A. Komarova, E. A. Litvin, A. B. Moroz, N. V. Petrov. M., 2009.
25. Khal’bvaks M. Sotsial’nye ramki pamiati. M., 2007.
26. Khrushkaia L. N. Istoriia staroobriadcheskikh skitov na Zimnem beregu Belogo moria v XVII–XVIII v. // Russkii Sever i arkhiepiskop Afanasii. Arkhangel’sk, 2003.
27. Komelina N. G. Smert’ na more: k proizvodstvu sakral’nogo (po materialam ekspeditsii na Letnii i Zimnii berega Belogo moria 2012–2014 gg.) // Solovki v literature i fol’klore (XV–XXI v.). Arkhangel’sk; Solovki, 2015.
28. Lavrov A. S. Koldovstvo i religiia v Rossii. 1700–1740 gg. M., 2000.
29. Leont’ev A. I. Zimniaia storona. Arkhangel’sk, 1999.
30. Limerov P. Eskhatologicheskie predstavleniia komi po materialam fol’klora // Fol’klor i etnografi ia. K devianostoletiiu so dnia rozhdeniia K. V. Chistova. SPb., 2011.
31. Malyshev V. I. Otchet ob arkheografi cheskoi komandirovke 1950 g. // TODRL. M., L., 1951. T. 8.
32. Malyshev V. I. Povest’ o samosozhzhenii v Mezenskom uezde v 1743–1744 gg. // Maly-shev V. I. Ust’-Tsilemskie rukopisnye sborniki XVII–XX vv. Syktyvkar, 1960.
33. Markov A. V. Bylinnaia traditsiia na Zimnem beregu Belogo moria // Belomorskie stariny i dukhovnye stikhi. Sobranie A. V. Markova / Otv. red. T. G. Ivanova; izd. podg. S. N. Azbelev, Iu. I. Mar chenko. SPb., 2002.
34. Mel’nikova E. A. Finskie kladbishcha v Rossii: kross-granichnye gruppy pamiati i novyi moral’nyi poriadok // Antropologicheskii forum. 2019. № 43.
35. Mel’nikova E. A. Ozhidaniia ot knigi. K voprosu o roli Biblii v narodnoi kul’ture // Zhivaia starina. 2003. № 1.
36. Mel’nikova E. A. Voobrazhaemaia kniga: Ocherki po istorii fol’klora o knigakh i chtenii v Rossii. SPb., 2011.
37. Minenok E. V. Mil’kovo — territoriia ushedshei traditsii // Zhivaia starina. 2021 (v pecha ti).
38. Moroz A. B. Narodnaia agiografi ia: ustnye i knizhnye osnovy fol’klornogo kul’ta sviatykh. M., 2017.
39. Moroz A. B. Sviatye Russkogo Severa. Narodnaia agiografi ia. M., 2009.
40. Nora P. Problematika mest pamiati // Frantsiia-pamiat’. SPb., 1999.
41. Okladnikov N. A. Poborniki drevlego blagochestiia. Arkhangel’sk, 2012.
42. «O svoei zemle, svoei vere, nastoiashchem i perezhitom v Rossii ХХ–ХХI veka». M., 2012.
43. Panchenko A. A. Issledovaniia v oblasti narodnogo pravoslaviia. Derevenskie sviatyni Se-vero-Zapada Rossii. SPb., 1998.
44. Panchenko A. A. Ivan i Iakov — neobychnye sviatye iz bolotistoi mestnosti: «Krest’ianskaia agiologiia» i religioznye praktiki v Rossii Novogo vremeni. M., 2012.
45. Panchenko A. A. Khristovshchina i skopchestvo: Fol’klor i traditsionnaia kul’tura russkikh misticheskikh sekt. M., 2002.
46. Prigarin A. A. «Narodnye predaniia» i «istoriografi ia»: urovni istoricheskogo (so)znaniia lipovan // Shagi / Steps. 2016. T. 2. № 4.
47. Romanova A. A. Krug mirotvornyi // Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi. SPb., 1993. Vyp. 2 (XVII v.). Ch. 2.
48. Romanova A. A. Pochitanie sviatykh i chudotvornykh ikon v Rossii v kontse XVI — nachale XVIII v.: religioznaia praktika i gosudarstvennaia politika. Dis. … doktora ist. nauk. SPb., 2016.
49. Romodanovskaia E. K. «Sviatoi iz grobnitsy»: O nekotorykh osobennostiakh sibirskoi i se-vernorusskoi agiografi i // Russkaia agiografi ia: Issledovaniia, publikatsii, polemika. SPb., 2005.
50. Rygovskii D. S. Ritual’naia narratsiia: praktiki transliatsii pamiati o sakral’nom land shaf-te // Shagi / Steps. 2016. T. 2. № 4.
51. Ryzhova E. A. Zhitiia pravednikov v agiografi cheskoi traditsii russkogo Severa // TODRL. SPb., 2008. T. 58.
52. Savel’ev A. A., Shukhtina N. V. Ekspeditsiia na Mezen’ 1989 g. // TODRL. SPb., 1993. T. 46.
53. Shanina Iu. Akusticheskii kod kladbishcha d. Rodoma Leshukonskogo raiona // Memento Mori: pokhoronnye traditsii v sovremennoi kul’ture. M., 2015.
54. Shchepanskaia T. B. Krizisnaia set’ (traditsii dukhovnogo osvoeniia prostranstva) // Rus-skii Sever. K probleme lokal’nykh grupp. SPb., 1995.
55. Shevarenkova Iu. M. Issledovaniia v oblasti russkoi fol’klornoi legendy. Nizhnii Novgorod, 2004.
56. Shevarenkova Iu. M. Siuzhetno-tematicheskii sostav ustnykh rasskazov o monastyriakh (k postanovke problemy) // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2018. № 3.
57. Shtyrkov S. A. «Sviatye bez zhitii» i zabudushchie roditeli: Tserkovnaia kanonizatsiia i narodnaia traditsiia // Kontsept chuda v slavianskoi i evreiskoi traditsii. M., 2001.
58. Sirotkin S. V. Staroobriadcheskie skity «chto na Zimnikh gorakh Belogo moria» v 30– 40-e gg. XVIII v. // Staroobriadchestvo: istoriia, kul’tura, sovremennost’: Materialy. M., 2007. T. 1.
59. Staritsyn A. N. Zimnii bereg v istorii staroveriia // Tret’i Miandinskie chteniia. Syktyvkar, 2016.
60. Storozhenko A. A. Staroobriadcheskie monastyri «eniseiskogo meridiana» v XX veke: isto-ki, traditsii i sovremennoe sostoianie // Novye issledovaniia Tuvy. 2019. № 1.
61. Travma: punkty. Sb. statei / Pod red. S. Ushakina i E. Trubinoi. M., 2009.
62. Ushakin S. Vmesto utraty: materializatsiia pamiati i germenevtika boli v provintsial’noi Ros sii // Ab Imperio. 2004. № 2.
63. Vaskul A. I. «Zhivite. Bog blagoslovit»: o brakakh nasel’nikov staroobriadcheskogo Anuf-riev skogo skita Zimnego berega Belogo moria (po materialam arkhiva Russkogo geografi cheskogo ob-shche stva) // Iz istorii russkoi fol’kloristiki. SPb., 2018. Vyp. 11.
64. Vinogradov V. V. Severorusskie pochitaemye mesta: topika sviatyn’. SPb., 2019.
65. Vlasov A. N. «Pamiat’ mesta» kak aspekt teoreticheskoi problemy lokal’nosti / regional’nosti v russkom fol’klore // Regional’nye issledovaniia v fol’kloristike i etnolingvistike — problemy i per-spektivy. M., 2015.