Модернисты в поисках неясности: к типологии квазидетектива


Журнал «Русская литература». 2024. № 1

Russkaia literatura. 2024. № 1

DOI: 10.31860/0131-6095-2024-1-191-211

Маша Левина-Паркер
независимый исследователь

Masha Levina-Parker
Independent Researcher

ORCID: 0000-0003-1078-4374

mashalev2008@gmail.com

Михаил Левин
независимый исследователь

Misha Levin
Independent Researcher

ORCID: 0000-0002-5005-2883

mishalevine8@gmail.com

THE MODERNISTS IN SEARCH OF UNCERTAINTY: TOWARDS A TYPOLOGY OF QUASI DETECTIVE STORY

Давно замечено, что произведения ряда модернистов строятся кое в чем по образу и подобию детектива. Анализ произведений Белого, Пруста, Джойса, Платонова и Набокова показывает, что каждый из этих очень разных авторов исповедовал общий для всех принцип игры в загадки, и этот принцип лежит в основе особого способа повествования, который мы называем модифицированным детективом, или квазидетективом. Приемы создания загадок тоже во многом общие для них всех: умолчания, подача важного под личиной неважного, повествовательная инверсия, неясность ответов и отсутствие ясной постановки вопросов. Общим является и способ создания ключей для разгадки — неувязки между составляющими текста подсказывают читателю, что он стал жертвой обмана. Они отличаются великим разнообразием — от простой неувязки между двумя сообщениями до невидимого расхождения между планами изображения, когда, например, общие описания не согласуются с конкретными данными.

Ключевые слова: квазидетектив, загадка, вопрос-ответ, инверсия, неувязка, мираж, план изображения.

It has been noted long ago that Modernist writings often mimic some methods of a detective story. An investigation of the works by Bely, Proust, Joyce, Platonov and Nabokov reveals a conscientious pattern of playing with riddles, which is common for all of these quite dissimilar authors; this is the basis of a particular mode of narration which we call a detective story modifed, or a quasi detective story. Their devices for creating riddles are also similar and often identical, such as lack of openness, passing of the important for unimportant, narrative inversion, obscure answers and invisible questions. Also common are ways of providing keys, namely, incongruities between elements of the text give the reader a hint that he has been fooled. Those are greatly diverse, from a simple incompatibility of statements to a hidden contradiction between various dimensions of depicting the same subject (e. g. a general view is in confict with details).

Key words: quasi detective story, riddle, question/answer, inversion, incongruities, mirage, modes of depiction.

Список литературы

  1. Белый A. Петербург / Изд. подг. Л. К. Долгополов. 2-е изд. CПб., 2004 (сер. «Литературные памятники»).
  2. Белый А. На рубеже двух столетий / Вступ. статья, подг. текста и комм. А. В. Лаврова. М., 1989.
  3. Долинин А. Расшифровка. Как устроены тексты Набокова (см.: https://arzamas. academy/materials/1615; дата обращения: 31.10.2023).
  4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. 8.
  5. Киреева Н. В. Детектив как код прочтения романа В. Набокова «Лолита» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4 (2).
  6. Левин Ю. И. Избр. труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.
  7. Левина-Паркер М., Левин М. Время набоковского «Дара» — забавы хронического мистификатора // Wiener Slawistischer Almanach. 2021. № 87.
  8. Левина-Паркер М., Левин М. Квазидетектив Андрея Белого — линия бомбы в «Петербурге» // Новое литературное обозрение. 2018. № 5 (153).
  9. Левина-Паркер М., Левин М. Теорема Платонова: исследование под покровом абсурда (коммунизм в «Чевенгуре» Андрея Платонова) // Новое литературное обозрение. 2021. № 1 (167).
  10. Левина-Паркер М., Левин М. Шедевр трудного чтения: «Петербург» Андрея Белого. СПб., 2020.
  11. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1962. Т. 4.
  12. Можейко М. А. «Философия детектива»: классика — неклассика — постнеклассика // Вестник Полоцкого гос. ун-та. 2012. Сер. Е: Педагогические науки; Культурология. № 15.
  13. Набоков В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб., 2008. Т. 2.
  14. Набоков В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2002–2006. Т. 3, 4.
  15. Платонов А. Чевенгур. СПб., 2016.
  16. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
  17. Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. М., 1970.
  18. Connelly K. C. From Poe to Auster: Literary Experimentation in the Detective Story Genre. PhD Thesis. Philadelphia, PA, 2009.
  19. Joyce J. Ulysses. New York, 1986.
  20. Mel’nikov N. «The Detective Story Taken Seriously…». V. V. Nabokov’s Philosophical «Anti-Detective» Stories // Russian Studies in Literature. 2006. Vol. 42. № 4.
  21. Nabokov V. Lectures on Literature. San Diego et al., 1982.
  22. Nabokov V. The Real Life of Sebastian Knight. New York, 1976.
  23. Proffer C. R. Keys to Lolita. Bloomington: Indiana UP, 1968.
  24. Proust M. Du côté de chez Swann. Paris, 1995.
  25. Proust М. Le côté de Guermantes. Paris, 1998.
  26. Sterne L. The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman. New York, 2005.

References

  1. Belyi A. Na rubezhe dvukh stoletii / Vstup. stat’ia, podg. teksta i komm. A. V. Lavrova. M., 1989.
  2. Belyi A. Peterburg / Izd. podg. L. K. Dolgopolov. 2-e izd. SPb., 2004 (ser. «Literaturnye pamiatniki»).
  3. Connelly K. C. From Poe to Auster: Literary Experimentation in the Detective Story Genre. PhD Thesis. Philadelphia, PA, 2009.
  4. Dolinin A. Rasshifrovka. Kak ustroeny teksty Nabokova (sm.: https://arzamas.academy/ materials/1615; data obrashcheniia: 31.10.2023).
  5. Dostoevskii F. M. Poln. sobr. soch.: V 30 t. L., 1973. T. 8.
  6. Joyce J. Ulysses. New York, 1986.
  7. Kireeva N. V. Detektiv kak kod prochteniia romana V. Nabokova «Lolita» // Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2009. T. 11. № 4 (2).
  8. Lermontov M. Iu. Sobr. soch.: V 4 t. M.; L., 1962. T. 4.
  9. Levin Iu. I. Izbr. trudy. Poetika. Semiotika. M., 1998.
  10. Levina-Parker M., Levin M. Kvazidetektiv Andreia Belogo — liniia bomby v «Peterburge» // Novoe literaturnoe obozrenie. 2018. № 5 (153).
  11. Levina-Parker M., Levin M. Shedevr trudnogo chteniia: «Peterburg» Andreia Belogo. SPb., 2020.
  12. Levina-Parker M., Levin M. Teorema Platonova: issledovanie pod pokrovom absurda (kommunizm v «Chevengure» Andreia Platonova) // Novoe literaturnoe obozrenie. 2021. № 1 (167).
  13. Levina-Parker M., Levin M. Vremia nabokovskogo «Dara» — zabavy khronicheskogo mis-tifkatora // Wiener Slawistischer Almanach. 2021. № 87.
  14. Mel’nikov N. «The Detective Story Taken Seriously…». V. V. Nabokov’s Philosophical «Anti-Detective» Stories // Russian Studies in Literature. 2006. Vol. 42. № 4.
  15. Mozheiko M. A. «Filosofia detektiva»: klassika — neklassika — postneklassika // Vestnik Polotskogo gos. un-ta. 2012. Ser. E: Pedagogicheskie nauki; Kul’turologiia. № 15.
  16. Nabokov V. Lectures on Literature. San Diego et al., 1982.
  17. Nabokov V. Sobr. soch. amerikanskogo perioda: V 5 t. SPb., 2008. T. 2.
  18. Nabokov V. Sobr. soch. russkogo perioda: V 5 t. SPb., 2002-2006. T. 3, 4.
  19. Nabokov V. The Real Life of Sebastian Knight. New York, 1976.
  20. PlatonovA. Chevengur. SPb., 2016.
  21. Proffer С R. Keys to Lolita. Bloomington: Indiana UP, 1968.
  22. Proust M. Du cote de chez Swann. Paris, 1995.
  23. Proust M. Le cote de Guermantes. Paris, 1998.
  24. Shklovskii V. Tetiva. О neskhodstve skhodnogo. M., 1970.
  25. Sterne L. The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman. New York, 2005.
  26. Tomashevskii B. V. Teoriia literatury. Poetika. M., 1996.