О проекте | Участники проекта | Новости
Соцреализм «постмортем»
(Поздняя советская эстетика: практики и теория искусства, институции, культурные контексты. 1970-е —1980-е годы)
Культуру позднего периода советской истории, получившего название «застой», нельзя назвать забытой. Тем не менее обобщающих работ, посвященных искусству и эстетике 1970-х – первой половины 1980-х годов, немного, а комплексных и тем более коллективных исследований, интегрирующих накопленный опыт, практически нет. Это особенно заметно на фоне недавних обобщающих исследований, которые фокусируются на советских литературе и искусстве более раннего времени (см., напр., работы Н. В. Корниенко о культуре 1920-х годов, Е. Добренко – о 1930-х –1950-х, С. И. Чупринина – об «оттепели»). В авторитетной монографии А. Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось…» (2005/2014), едва ли не единственной масштабной работе о культуре позднего социализма, проблематика искусства и эстетики рассматривается с превалирующим вниманием к неофициальному ландшафту. Такой подход важен, но недостаточен. Тот очевидный факт, что роль «официоза» в поздней советской культуре по-прежнему оставалась ведущей, определил выбор перспективы предлагаемого проекта – попытаться взглянуть на нее с точки зрения «закатной» судьбы соцреализма.
Метафора «постмортем», отсылающая к популярному во второй половине XIX в. жанру фотографии (post-mortem photography), на которой фиксировался недавно умерший как живой, достаточно точно характеризует то, что происходило с доктриной соцреализма в 1970-е и 1980-е годы. Появившийся в 1932 году термин «социалистический реализм» по крайней мере с середины 1950-х годов стал утрачивать свои позиции. И все же в рамках официального дискурса он оставался одним из ключевых до конца советской эпохи. Акторы позднесоветской культуры участвовали в «игре», где можно было либо ориентироваться на канон, адаптируя его к изменившимся условиям, либо сопротивляться ему, либо игнорировать его – притом, однако, что «стратегия игнорирования» подразумевала пренебрежение конкретными формами искусства: теми же соцреалистическими. Насколько и в чем советская эстетика 1970-х – 1980-х годов наследовала «соцреалистической» периода ее расцвета в 1930-е – 1950-е годы, в чем и насколько была от нее оторвана, как в этом отношении эволюционировала? Таковы главные вопросы, которые ставит перед собой исследовательская группа.
В соответствии с избранным ракурсом в задачи проекта не входит написание чисто дескриптивной, всеохватывающей и замкнутой на себя истории позднего советского искусства. Его основная цель состоит в том, чтобы, переосмыслив уже накопленный опыт обращений к эпохе и проанализировав широкий, но все же обозримый круг явлений и аспектов, как хорошо известных, так и малоизученных, понять, что объединяло очень разные эстетические практики этого времени, с одной стороны, и что определяло их специфику по отношению к эстетике предшествующих периодов, с другой.
В центре внимания исследовательской группы окажется прежде всего подцензурная, то есть ориентированная на массы, культура: литература, кино, театр, живопись и пластические искусства, популярная музыкальная эстрада, а также эстетические теории позднего советского времени, нашедшие отражение в критике и академических работах. Вместе с тем, не ограничиваясь только ситуацией в официальной сфере, участники проекта при необходимости планируют обращаться и к периферийной «андеграундной» культуре как ее альтернативе.
Ориентированный главным образом на исследование эстетики, проект не является сугубо литературоведческим или искусствоведческим. Он носит характер более широкого историко-культурного исследования, предполагающего учет и анализ политического, идеологического, институционального контекстов и контекста повседневности.
Результаты исследования будут представлены в серии статей, в выступлениях на представительных международных конференциях и лекциях, а на завершающем этапе реализации проекта – в коллективной монографии.
Исследование проводится в следующих тематических направлениях:
– филологическое и культурно-историческое исследование соцреалистического присутствия («соцреализма постмортем») в художественной литературе;
– культурно-историческое и киноведческое исследование соцреалистического влияния и тактик ухода от него в позднем советском кинематографе (включая телевизионные фильмы);
– культурно-историческое и искусствоведческое исследование соцреалистического присутствия и тактик противодействия ему в советском театре;
– культурно-историческое исследование борьбы соцреалистического и конкурирующих с ним начал в поздней советской музыкальной популярной культуре;
– культурно-историческое исследование соцреалистических форм в области визуальных искусств – в скульптуре и живописи;
– культурно-историческое исследование отражения соцреалистической «нормы» в повседневной жизни, в текстах личного происхождения, в «наивном письме», а также в документах, связывающих приватное и общественное пространства (почетные грамоты, социалистические обязательства, комсомольские путевки и т.д.);
– теоретическое осмысление практик литературы и искусства, характерных для эпохи «застоя», и попытки осмыслить их в терминах социалистического реализма. Трансформация теории социалистического реализма;
– история Союза писателей (в частности, писательских съездов) и других творческих организаций.
Исследование осуществляется при поддержке Российского научного фонда, проект № 24-18-00787 «Соцреализм “постмортем” (Поздняя советская эстетика: практики и теория искусства, институции, культурные контексты. 1970-е —1980-е годы)».