О проекте | Участники | Новости | SCR-2021 Conference | Публикации
Советское сегодня
(Формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990 – 2010-е годы)
Востребованность советского в условиях постсоветского общества – одна из самых актуальных и остро дискутируемых тем в гуманитарных исследованиях, фокусирующихся на изучении современной России. Корпус работ, так или иначе связанных с этой проблематикой (чаще всего осмысляемой в терминах ностальгии, реванша, травмы, нарушения/возобновления традиции), объемен и постоянно пополняется. Цель проекта состоит в том, чтобы предложить свежий взгляд на факты «ретроспективизма» и описать те аспекты рецепции советского, которые еще не привлекали пристального внимания академической науки. В качестве отправной точки в подходе к проблеме в рамках настоящего проекта предпочтение было отдано концепции «культурного ресайклинга» (“cultural recycling”), обращение к которой в данном случае напрашивается, но которая до сих пор применительно к теме «советское в постсоветском» обсуждалась мало и использовалась крайне ограниченно.
Концепция «ресайклинга культуры» около трех десятилетий очень широко применяется в работах, касающихся Западной Европы и США. Когда речь заходит о ситуации в России, к ней обращаются редко и, за некоторыми исключениями, без попыток критически оценить ее эвристический потенциал. Между тем российская история последних трех десятилетий располагает к этому больше, чем другие контексты. «Ресайклинг культуры» часто понимают очень широко как почти любую апелляцию к прошлому (интертекст, бриколаж, пародия и т.п.) с целью «капитализировать» доставшееся наследие. Вместе с тем существует и более строгий подход к термину, актуализирующий изначальный смысл лежащей в его основе метафоры. Для того чтобы вторичная утилизация смогла состояться, вещь или символ должны быть «выброшены», должно проявиться ощущение их ненужности. Говоря иначе, «ресайклинг» подразумевает разрыв между двумя периодами востребованности материального или символического «богатства».
Такой разрыв, как известно, произошел в России в начале 1990-х годов. Формально его границы были четко обозначены как в политическом, так и в эстетическом изменении. Это касалось государственной символики. С 23 ноября 1990 года в качестве государственного гимна стали использовать «Патриотическую песню» М.И. Глинки. 8 декабря 2000 годa Россия вернулась к гимну СССР. В том же году было возвращено «советское» красное Знамя Вооруженных сил Российской Федерации, от которого отказались в 1991 году. Разделенные десятилетием важнейшие символические акции убеждают, что вопрос о «ресайклинге» имеет смысл ставить и серьезно рассматривать – не забывая о сложности и разнонаправленности связанных с ними социокультурых процессов.
Исследование проводится в следующих тематических направлениях:
– филологическое и культурно-историческое исследование форм ресайклинга советского искусства в современной литературе.
– культурно-историческое и киноведческое исследование форм ресайклинга советского кинематографа, включая телевизионные фильмы.
– культурно-историческое и искусствоведческое исследование форм ресайклинга советских театральных практик.
– культурно-историческое исследование форм ресайклинга советских эстетических практик в современном музыкальном искусстве.
– культурно-историческое исследование форм ресайклинга советских эстетических практик в области визуальных искусств.
– культурно-историческое исследование форм ресайклинга советских эстетических практик в современной эстетике повседневного.
– культурно-историческое исследование форм ресайклинга в области образовательного «канона», связанного с литературой и музыкой.
Исследование осуществляется при поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00414 (Советское сегодня: Формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990 – 2010-е годы).