DOI: 10.31860/0130-464Х-2024-71-73-113
Анна Косицкая
Независимый исследователь, С.-Петербург, Россия
Личность самого известного древнерусского гимнографа, Маркелла Безбородого, до сих пор покрыта тайной. Для уточнения биографии Маркелла требуется ревизия исторических свидетельств о нем в источниках XVI—XVII вв. Сообщения о Маркелле Безбородом в летописях, авторских ремарках, «Предисловии об осмогласном пении» рассматриваются в работе в самом широком историческом контексте. Статьи Новгородской второй летописи за 1555 и 1558 гг. без изменений сохранили записи местных новгородских летописцев, поэтому могли точнее отразить детали частной жизни. В них употреблено три варианта имени гимнографа: Мартирей, Маркелл и Марко. В результате комплексного критического анализа сообщений источников определены значимые детали биографии книжника. Источниками подтверждается пребывание Маркелла в Новгороде только в 1555—1558 гг., из них в игуменском сане — менее года, поэтому нет оснований считать Маркелла новгородцем. Акростихи канонов Никите Новгородскому сочетают основные модели, описанные в послании Максима Грека «вопрошающему об учении книжном». Это наблюдение вводит Маркелла в круг учеников Максима Грека. Иосифлянская позиция Маркелла по вопросам монашеского общежительства косвенно подтверждает летописное сообщение о его принадлежности к Пафнутиево-Боровскому монастырю. В 1526 г. с именем Марк в Пафнутиево-Боровском монастыре принял постриг дьяк и посол великого князя в Венецию Митрофан Карачаров. Постриг дьяка мог быть связан с судом над Максимом Греком. Смерть Митрофана-Марка Карачарова датирована 28 апреля, без указания года. Одновременно известно о смерти 28 апреля 1565 г. книжника Марка Левкеинского в Волоколамском монастыре. В статье на широком материале рассматриваются исторические свидетельства об этих книжниках и делается предварительный вывод о возможности отождествления их с Маркеллом Безбородым.
Ключевые слова: русская гимнография, агиография, Маркелл Безбородый, Марк Левкеинский, Митрофан Карачаров, Варлаамо-Хутынский монастырь, Пафнутиево-Боровский монастырь, Иосифо-Волоколамский монастырь, Максим Грек, Иосиф Доброписец, «Предисловие об осмогласном пении».
Anna E. Kositskaya
independent scholar, St. Petersburg, Russia
Markell Bezborody, Mitrofan Karacharov, or Mark Levkeinskii: An Attempt to Identify the Bookmen
The identity of the most famous medieval Russian hymnographer Markell Bezborody is still a mystery. To clarify his biography, we need to reexamine the information about him from the sixteenth- and seventeenth-century sources in a broad historical context. This article analyzes the information about Markell Bezborody that is found in chronicles, his own writitngs, and in the text entitled «The Preface about the Origin of the Octoechos Singing». The entries of the Novgorod Second Chronicle for the years 1555 and 1558 use three variants of the hymnographer’s name: Martirei, Markell, and Marko. The article shows that there is no reason to think that Markell was a Novgorodian. His acrostics of the canons to Nikita Novgorodskii suggest that Markell was one of Maxim the Greek’s students. On the other hand, the fact that Markell shared Iosifite views regarding monastic community issues supports the chronicle mention of his belonging to the Pafnutievo-Borovskii Monastery. The article draws attention to the fact that the deacon and Ambassador of the Grand Duke to Venice Mitrofan Karacharov took his vows at the Pafnutievo-Borovskii Monastery in 1526. The author of the article connects this event with Maxim the Greek’s trial and argues that Mitrofan-Mark Karacharov can be identified with the bookman Mark Levkeinskii, who died in the Volokolamsk monastery on April 28, 1565. Historical evidence about the bookmen Mitrofan-Mark Karacharov, Mark Levkeinskii, and Markell Bezborody allows for the tentative conclusion that these different names refer to one and the same person.
Keywords: Russian hymnography, hagiography, Markell Bezborody, Mark Levkeinskii, Mitrofan Karacharov, Varlaamo-Khutynskii Monastery, Pafnutievo-Borovskii Monastery, Iosifo-Volokolamskii Monastery, Maxim the Greek, Iosif Dobropisets, The Preface about the Origin of the Octoechos Singing.