Из неизданного: духовные стихи в записи А. П. Верещагина


Словесность и история № 3. 2023

Slovesnost’ i Istoriia № 3. 2023

DOI 10.31860/2712-7591-2023-3-161-175

Петрова Людмила Ивановна
старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург).

irli-lusya@mail.ru

Резюме
Тесно связанные в своих истоках с древнерусской письменностью, духовные стихи в меньшей степени (во всяком случае, на первый взгляд) подвержены территориальному варьированию, нежели былины или исторические песни. Тем не менее изучение этого жанра с точки зрения региональной специфики — одна из важнейших научных задач, все еще стоящих перед исследователями. Но для ее решения требуется сравнительный анализ максимально возможного количества записей духовных стихов, прежде всего духовных стихов эпических, фактически уже прекративших свое бытование в современных условиях. В этой связи выявление и введение в научный оборот архивных материалов приобретает все большее значение. В настоящей работе публикуются записи духовных стихов, осуществленные в середине XIX столетия учителем Онежского уездного училища А. П. Верещагиным в г. Онеге от крестьянина села Нименга (Нименьга), расположенного на Поморском берегу Белого моря. Представлены три сюжета: «Аника-воин», «Егорий Храбрый», «Пятница и Трудник». Тексты сопровождаются краткими комментариями, основанными на сопоставлении с записями из других регионов Русского Севера и выявляющими некоторые отличительные особенности каждого из публикуемых вариантов.

Ключевые слова: духовные стихи, Поморье, Аника-воин, Егорий Храбрый, А. П. Верещагин

Lyudmila I. Petrova
Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russia

UNPUBLISHED SPIRITUAL POEMS RECORDED BY ALEKSANDR PETROVICH VERESHAGIN

Abstract
Since Russian spiritual poems have their origin in medieval Russian literature, it is not surprising that at first glance they display fewer territorial variations than epic poems (byliny) or historical songs. The study of this genre from a regional perspective requires a comparative analysis of the greatest possible number of records of spiritual verses and epic spiritual verses that have largely vanished in the modern world. From this perspective, the identification and publication of archival records is becoming essential for scholarly research. This article presents a publication of spiritual poems that Aleksandr Petrovich Vereshagin, a teacher in the Onega district school, recorded from a peasant of the village of Nimenga, located on the Pomorskii coast of the White Sea. The recording occurred in the city of Onega in the middle of the 19th century. The texts present plots about Anika the Warrior, Egorii the Brave, and Piatnitsa and Worker-Pilgrim (Trudnik). Brief comments, which accompany the publication, compare these texts with records taken in other regions of the Russian North and point out some of their distinct features.

Keywords: spiritual poems, Pomorie, Anika the Warrior, Egorii the Brave, Aleksandr Vereshagin