Историческое пространство в песнях о Степане Разине


Словесность и история. № 3. 2022

Slovesnost’ i Istotiia № 3. 2022

DOI 10.31860/2712-7591-2022-3-18-41

Иванова Татьяна Григорьевна
д-р филол. наук, главный научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург).

tgivanova@inbox.ru

Резюме
Анализируется историческое пространство народных песен о Степане Разине (XVII в.), выраженное топонимами. Исследование свидетельствует, что пространство дано в преломлении к биографии казачьего атамана: Дон; Яик, Каспийское море; Волга. Те локусы, где восставшие действовали без Степана Разина (Саранск, Пенза, Наровчат, Нижний Ломов, Макарьевский Желтоводский монастырь и др.), в историко-песенном фольклоре места не нашли. Однако и в связи с биографией Разина называются отнюдь не все важные в его жизни локусы: не упоминаются ни его родная станица Зимовейская, ни Кагальницкий городок, который он сделал своей зимней ставкой на Дону, ни Симбирск, под которым потерпел поражение от правительственных войск. Топонимы, запечатленные в песнях, позволяют сделать вывод о том, что фольклорная традиция находилась в постоянном развитии и реагировала на изменения в системе географических имен (Черкасск → Старочеркасск; река Яик → река Урал; Верхне-Яицкий городок → Уральск; Нижне-Яицкий городок → Гурьев), что свидетельствует о напряженности исторического сознания внутри устно-поэтической традиции. С другой стороны, в построении исторического пространства разинских песен большую роль играет вектор собственно фольклорной традиции. Песни о Степане Разине не только наследуют фольклорные формулы, родившиеся задолго до XVII в. (тихий Дон, батюшка Дон Иванович, славный Черкасск, Яик Горыныч и пр.), но и прочно связывают биографию «воровского» атамана с Азовом и Азовским морем, которые занимали важное место в сознании казаков. Очевидны также связи разинского фольклора с поэзией о покорителе Сибири Ермаке Тимофеевиче.

Ключевые слова: исторические песни, Степан Разин, топонимика, Дон, Яик, Каспийское море, Волга

Tatiana G. Ivanova
Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russia

HISTORICAL SPACE IN THE SONGS ABOUT STEPAN RAZIN

Abstract
The article analyzes the representation of historical space by toponyms mentioned in seventeenth-century folk songs about Stepan Razin (the Don, the Yaik, the Caspian Sea, the Volga). The study shows that these toponyms are related to Stepan Razin’s activities, while the places where the rebels acted without Razin (Saransk, Penza, Narovchat, Nizhny Lomov, the Makaryevskii Zheltovodskii Monastery, etc.) are not mentioned in the songs. There is also no mention, however, of such important places in Razin’s life like his native village of Zimoveiskaia, the fortress called Kagalnitskii Gorodok, where he made his winter headquarters on the Don, or the town of Simbirsk, where he was defeated by the state troops. The study of the toponyms captured in the songs suggests that the folk tradition was constantly developing and reacted to the changes of geographical names (from Cherkassk to Starocherkassk; from the Yaik River to the Ural River; from Verkhne-Yaitsky Gorodok to Uralsk; from Nizhne-Yaitsky Gorodok to Guryev). This reaction indicates the tension of historical consciousness within the oral poetic tradition. On the other hand, the construction of historical space in the songs about Razin was influenced by the folk tradition. The songs not only inherited folklore formulas that arose long before the 17th century (the quiet Don, Father Don Ivanovich, glorious Cherkassk, Yaik Gorynych, etc.), but also firmly connected the life of the “thieves’” ataman with the fortress of Azov and the Sea of Azov, an important place for the Cossacks. The songs about Razin also have obvious ties with the poetry about Ermak Timofeevich, the conqueror of Siberia.

Keywords: historical songs, Stepan Razin, toponyms, the Don, the Yaik, the Caspian Sea, the Volga