«История пострадавших отец Филиппа и Терентия» в севернорусских рукописях старообрядцев-странников


Словесность и история. № 2. 2024

Slovesnost’ i Istoriia № 2. 2024

DOI 10.31860/2712-7591-2024-2-123-142

Прокуратова Екатерина Владимировна
доцент СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар) eprokuratova@yandex.ru

Резюме
В статье рассматривается малоизученное старообрядческое сочинение «История пострадавших отец Филиппа и Терентия», повествующее о начале филипповского согласия и самосожжении его основателя старца Филиппа вместе со скитниками-одноверцами в 1742 г. В рукописных сборниках выявлено шестнадцать списков повести XVIII — начала XX в., большая часть из которых имеет севернорусское происхождение. Особое внимание уделяется спискам «Истории», представленным в рукописях старообрядцев-странников конца XIX — начала XX в., некоторые из которых, сохраняя основные сюжетные мотивы «Истории», содержат отдельные уточняющие детали, отсутствующие в остальных списках (число пострадавших скитников, диалектизмы и др.). Интерес староверов к данному тексту связан с особым вниманием к становлению старообрядческих согласий, жизненному пути их наставников. «История» построена на реальных событиях и соответствует принципам исторического повествования выговской литературной школы. Составитель повести последовательно фиксирует достоверные факты, запечатленные их непосредственными участниками, стремясь сохранить память о людях и событиях прошлого.

Ключевые слова: филипповское согласие, староверы-странники, рукописные сборники, исторические сочинения, «История  пострадавших отец Филиппа и Терентия»

Ekaterina V. Prokuratova
Pitirim Sorokin Syktyvkar State University Syktyvkar, Russia

THE STORY OF THE VIOLENT DEATHS OF FATHERS FILIPP AND TERENTII IN THE NORTHERN RUSSIAN MANUSCRIPTS OF THE OLD BELIEVER «WANDERERS»

Abstract
The Story of the Violent Deaths of Fathers Filipp and Terentii is an understudied Old Believer text about the beginnings of the Filippovtsy branch of the Bezpopovtsy group and about the self-immolation of its founder, Elder Filipp, and some of his followers in 1742. The subject of The Story explains the interest of the Old Believers in this text. Sixteen copies of The Story, which date from the 18th to the early 20th century, have so far been identified in Old Believer manuscript miscellanies, most of which come from the Russian North. The article pays special attention to the copies of The Story in the manuscripts of the «Wanderers» subgroup of the Old Believers, which date from the late 19th and early 20th century, because they contain unique details. The Story is based on real events and follows the principles of historical narration of the Vyg literary school. Striving to preserve the memory of the people and the events of the past, the author of the story consistently recorded the facts that were reported by the participants and witnesses of the events.

Keywords: Filippovtsy, «Wanderers» group of Old Believers, manuscript miscellanies, historical works, The Story of the Violent Deaths of Fathers Filipp and Terentii